О том как избежать ненужных затрат времени и финансов на ремонты автомобиля. Или как получить вечный автомобиль. Вечный автомобиль — любой автомобиль, если его грамотно и вовремя обслуживать!
В непростое время живем
История России не отличается наличием долгих периодов мирного времени. Как говорится большая территория, длинные границы, много соседей. Рано или поздно возникают какие-то споры. На время разрешения которых доходы простых граждан падают, а транспортом при этом приходится пользоваться регулярно. Значит, придется так или иначе тратится на его содержание.
Поэтому простому автовладельцу желательно знать и иметь навыки обслуживания своего автомобиля в непростые финансовые времена. Когда многое приходится делать самому, искать детали и услуги мастеров, что называется, подешевле.
Но, как и с личным здоровьем, многое решает именно профилактика. Пословица: знал бы где упаду — соломку бы заранее в том месте подстелил. Умные борятся с причинами, а глупые — с последствиями. Поэтому Элементарно вовремя и грамотно обслуживая и эксплуатируя автомобиль — вы избежите абсолютно ненужных вам затрат на лишние ремонтные работы.
Необходимые простые и полезные советы и рекомендации см ниже. Вечный автомобиль не такая уж сложность, главное не запускать его состояние до появления веера неисправностей.
Уроки прошлого поколения
Честно говоря, довольно странно слышать от многих владельцев автомобилей что тут у него шумит, здесь стучит.
Там сбоит, а что-то уже не работает и причины не ясны.
На самом деле зачастую причина не в плохом автомобиле. И не в возрасте.
А в элементарном разгильдяйстве владельца и/или водителя автомобиля.
В детстве я часто с отцом ходил в гараж у него на работе, там были легковые всех мастей. Волги, Москвичи, Жигули, УАЗЫ, чьи-то частные Запорожцы или Таврии.
А также грузовики: Камазы, ЗИЛы, Газоны, плюс тракторы. Также ездил с отцом и водителями в командировки в разные города.
И наглядно видел кто и как относится к доверенным им машинам. Не зря говорят какой водитель — такая и машина.
Вечный автомобиль — буквально был каждый в гараже на работе отца. Поскольку завгаром был бывший военный из автобата, требовавший ото всех порядка.
Такие разные водители. Как много зависит, если не всё от прокладки между сиденьем и рулём
Были те кто просто ездил и машина была вечно неисправна. В дороге сплошные поломки. Ой то не посмотрел, ой это забыл. Ой, это не я — она сама. С завода такая плохая.
А были и те, кто сам лишний раз не доспит, а машину несколько раз проверит и перепроверит. На работе задержится и нужные регулировки и ТО заранее выполнит. Заодно с коррозией поборется.
У таких машины всегда сияли и работали как часы. И внутри кабин таких машин всегда было чисто, без пыли и запахов. Любо-дорого на таких ездить.
Ещё тогда в детстве я усвоил правила своего деда тракториста-машиниста 1 класса: техника любит ласку, техуход и смазку. У деда всегда его трактор и комбайн были в идеальном состоянии.
Главный принцип обслуживания автомобиля — смотреть за ним нужно как за своим здоровьем. Вовремя проводя все предписанные производителем ТО. Так сказать медосмотры и процедуры.
Только в этом случае Вы не попадёте на дорогие ремонты.
Производители в принципе закладывают такую конструкцию любого автомобиля. Чтобы при должном обслуживании равномерно изнашиваясь, она доходила до состояния прекращения эксплуатации без дорогих ремонтов.
Прочие случаи чаще всего это просто результат разгильдяйства. Человеческого фактора и гораздо реже — заводского брака.
Заведите для себя полезные привычки (техническую культуру). Абсолютно не важно какое у Вас авто.
Найдите таблицу интервалов обслуживания Вашего автомобиля и придерживайтесь её. И не важно сколько авто лет.
У меня лично был опыт эксплуатации авто в возрасте 20-28 лет. Всё работало, сдали в утиль по госпрограмме для обмена на новый автомобиль.
Сделали это только потому, что за неё давали при покупке меньше чем при сдаче по госпрограмме. Плюс уже сложно было искать запчасти.
Можно сказать, что тот авто был вечный автомобиль. И он прекрасно ездил, можно было даже в какой-то музей его продать. Но желающий на объявление в Интернете на нашлось.
Если немного приложить усилий, то всё сложное становится простым и элементарным
НЕ ЭКОНОМЬТЕ НА АВТО — НЕ ЛЕЙТЕ В НЕГО ВСЯКУЮ КАКУ!
Это касается нижеследующего.
- Топливо.
- Масло.
- Фильтры. И они разрушаются. Их остатки попадают в системы автомобиля, изнашивая их и выводя из строя раньше времени.
- Тормозная жидкость.
- Антифриз.
- Некачественная омывающая жидкость или грязная вода.
- Фреон в кондиционере и прочие жидкости.
Используйт только то, что предписывает производитель или качественные рекомендованные аналоги.
До покупки авто — постарайтесь найти сервис, где Вы его будете обслуживать. Узнайте цены, для себя поймите нужен Вам такой авто или лучше взять подешевле — попроще. В целом любой авто берут под задачи, а не просто потому что понравился.
Поверьте механикам не доставляет большого удовольствия менять загнутые клапаны. И половину верхней части двигателя. Или всю топливную систему. Ковыряться в поисках отказа в электрике и тому подобные случаи.
Гораздо приятнее просто обслуживать авто и менять изношенные естественным образом узлы.
К примеру, мои знакомые не заморачивались на элементарном обслуживании автомобиля. И так однажды им пришлось купить бу двигатель Рено Меган, чтобы автомобиль служил дальше.
Им повезло с контрактной деталью. Она оказалась качественной и с ней автомобиль прожил вторую жизнь. Теперь продолжает служить в третьих руках.
Но так бывает не всегда, нужно обращаться в надëжные организации. Вечный автомобиль — пока исправны его кузов или рама. Все остальное можно заменить и починить.
Есть одна важная особенность: вовремя необслуженный узел — залог более дорогой поломки соседних узлов! Он просто потянет за собой соседние узлы и подсистемы.
Перечень элементарных предосторожностей
- Не сменил вовремя сайлент-блоки подвески — разобьёт всё что рядом. Амортизаторы, шаровые опоры, рулевые наконечники, прочие сайлент-блоки. А также прочие узлы амортизации (смягчения) ударов от дороги на кузов. Плюс начнётся преждевременная усталость кузова от лишних ударов, которые пропустит подвеска. И передаст дальше кузову.
- Не заменил вовремя ремень или цепь ГРМ — загнёт клапаны. Появятся задиры в направляющих клапанов, порвёт сальники удержания масла. Появится вероятность гидроудара масла в камерах сгорания. Жидкость не сжимается — погнёт поршни или шатуни и тому подобные ситуации.
- Не обслужил турбину — пойдёт масло в цилиндры. Будет гидроудар, износ колец, сизый дым из трубы и тому подобные последствия.
- Не обслужил тормоза — не оттормозишься лишний сантиметр при предотвращении аварии. И отдашь больше за ремонт или можно просто вылететь с дороги с риском для здоровья или жизни. Гораздо хуже, если придётся платить за восстановление здоровья повреждённых людей. Это в разы дороже!
- Не сменил антифриз, накопятся следы износа. И вся система охлаждения начнёт корродировать изнутри гораздо быстрее.
- Не сменил тормозную жидкость, она гигроскопична. Набирает влагу. И будет провал тормозов — более длинный тормозной путь.
- Не почистил радиаторы от грязи — получи перегрев мотора и незаметное снижение его ресурса. Особенно для турбомоторов!
- Не следишь за резиной. Облысеет резина, уйдут углы установки колёс. Будет хуже сцепление с дорогой. Получите более ранний ремонт подвески и замену резины раньше срока.
- Не отрегулировал тепловой зазор клапанов — будут пропуски в выхлопную систему. Упадёт давление в камере сгорания, начнутся хлопки несгоревшего топлива в выхлопной системе.
- Не обработал кузов антикором — привет от ржавчины и настанет более ранний износ кузова.
И таких примеров очень много! Вечный автомобиль таковым становится только благодаря вашей заботе. Известны случаи неоднократной передачи авто по наследству. Благодаря их отличному состоянию.
Главные советы для турбомоторов
В наше время очень активно и повсеместно внедряются турбины. Раньше это было только для дорогих и преимиальных авто. Сейчас они стоят даже в простых и недорогих авто.
Причина простая — они гораздо лучше обеспечивают более чистый выхлоп в атмосферу! По сравнению с обычными атмосферными моторами.
Водителю же они дарят несравненный выигрыш в динамике вождения! Быстрый разгон, обгон, встраивание в поток. И работает турбина только по месту, когда нужна мощь. Не всегда.
Самый важный совет для любого турбомотора — более частая замена масла!
Для бензинового — это в среднем раз в 7,5 тысяч километров. Если ездите очень активно, то и чаще.
Для дизельного — примерно раз в 10 тысяч километров. Поскльку у них обороты вращения ниже и масло убивается медленнее.
Также частая замена масла — это своего рода защита от контрафакта. Которого довольно много в России. У большей части масел в продаже присадки перестают работать уже через 5 тысяч километров.
Второе важное правило, которым большинство просто пренебрегают.
Не держишь чистыми все три радиатора на турбомоторе — прощай нормальная работа двигателя!
Это радиаторы охлаждения антифриза, наддувочного воздуха и фреона кондиционера.
У кого-то ещё стоят радиаторы охлаждения масла в двигателе и КПП.
Здравствуйте перегревы и более ранний износ всех деталей, плюс самих жидкостей.
Нужно все радиаторы продувать хотя бы раз в год и пространства между ними.
И хорошо бы поставить противомаскитные сетки для отсеивания до половины грязи, прилетающей из природной среды.
Вечный автомобиль до тех пор, пока не устанет его металл кузова. С рамой проще — и ее можно поменять. Яркий пример — любой грузовик, УАЗ или Газель. Остаются лишь документы на авто, всё остальное можно менять.
Рекомендации для долголетия автомобиля и снижения затрат на эксплуатацию
Советы будут нижеследующими.
- Чётко соблюдайте таблицу интервалов ТО Вашего автомобиля, рекомендованную заводом-изготовителем.
- Не гонитесь за дешевыми топливом и маслом. Заправляйтесь и покупайте там где уверены в их качестве. Они потому и дешевле, что их нужно кому-то втюхать из-за нарушения состава.
- Меняйте масло не реже чем раз в год или по пробегу в 2 раза чаще чем рекомендует дилер и завод. Если позже — то все присадки выпадают в осадок и оно становится как вода. Особенно если у Вас турбина, которая очень любит чистое масло и убивает его в 2 раза быстрее из-за высоких оборотов.
- Тормозную жидкость меняйте каждые два года. Она в любом случае копит влагу.
- Меняйте антифриз каждые два года. Он разлагается и накапливает отложения из всех патрубков (резины) и каналов охлаждения. (накипь и ржавчину), эту глазу незаметную грязь, растворённую в антифризе нужно сливать).
- Полностью сливайте все жидкости, не применяйте частичную замену (это как грязную воду обновить — разбавить при мытье полов, грязь всё равно останется, любой двигатель любит чистоту).
- Масло в любой КПП меняйте каждые 60 тыс. км или не реже чем раз в 5 лет, что наступит раньше, а в вариаторе — каждые 30 тыс. км. (никого не слушайте что масло внутри на весь срок. Да на весь … гарантийный, а потом получите кучу пинков в работе КПП и дорогие ремонты уже за пределами гарантии).
Вечный автомобиль больше ценится, особенно в среде коллекционеров. Спустя 50 лет стоит в разы дороже, чем изначально. Поскольку прочие его собратья перестают существовать.
Полюбите свой автомобиль как самого себя
- Фильтры берите оригинальные или те что на слуху, иначе их отделяющиеся частички попадут в двигатель, забьют какие-то каналы и что-то может заклинить или перегреться.
- Обслуживайте кондиционер у профессоналов, там куча тонкостей, помимо фреона нужно доливать масло, следить за осушкой от влаги и пр. … Как только он стал меньше холодить — не включайте и едьте на обслуживание или ремонт. Ставьте в бампер защитную сеточку, иначе радиатор кондиционера выйдет из строя от пескоструя и реагентов через 3-5 лет.
- В дизельные моторы лейте всякие разные присадки и промывайки, тогда он прослужит очень долго (как минимум два срока) и их топливная система очень капризна к наличию влаги в топливе, при каждом ТО меняйте топливные фильтры, которые её копят в себе, их впитывающая ёмкость не бесконечна, а влага в любом случае присутствует из-за многократного перелива топлива из одних ёмкостей в другие (завод — ж/д цистерна — автоцистерна — цистерна на заправке — бак Вашего авто). Не везде их хорошо моют + подсос влаги из атмосферы, даже в том же баке авто через отверстие сброса лишнего давления в атмосферу.
- Меняйте дворники 2 раза в год при переходе зима-лето вместе с резиной по сезону, тогда Ваше лобовое стекло не затрётся и не придётся его менять + хорошая видимость дороги — это залог безопасности.
- Обклейте места наиболее скорого появления сколов и рыжиков защитной плёнкой + установите при необходимости коврики и чехлы в салон, чтобы как можно дольше его сохранить в первозданном виде.
- Следите за давлением в шинах, обычно данные указаны на лючке топливного бака (в зависимости от размера колёс, пассадиров и груза в автомобиле). Также это залог их догой службы (не сотрутся раньше срока от пониженного давления), хорошего пятна контакта с дорогой и удержания расхода топлива в рамках заводских.
Вечный автомобиль — по сути любой, находящийся в музее или участвующий в ретро-выставках.
Техника любит ласку, техуход и смазку
- Храните шины на дисках горизонтально в темном месте с давлением около 1 атмосферы, без дисков вертикально — чтобы они не потеряли балансировку.
- Мойте машину сами или на мойках в которых Вы уверены, где Вам избыточным давлением из пистолета не испортят ЛКП.
- Сход-развал нужно делать не реже чем раз в два года или чаще — при езде по дорогам с ямами, поскольку уходят углы установки колёс и далее начинает лысеть резина + начинается повышенный износ деталей подвески.
- Балансировку шин по-хорошему нужно делать перед их заменой по сезону или при экономии средств — когда начнётся биение в руль, его вибрации или вибрации кузова в движении.
- Хотя бы раз в год-два прочищайте радиатор в салоне системы кондиционирования от грязи и микробов + замена фильтра 2 раза в год.
- Не забывайте про регулировку света фар головного света.
- следите за зарядом АКБ и выполняйте его полную подзарядку перед зимой, т.к. его обычная ёмкость ради долгого ресурса около 75%.
- Помните, что бензиновые форсунки рассчитаны на пробег около 300 тыс км, а дизельные — до 200 000 км, далее их нужно менять, никакой ремонт не поможет, просто выкините средства на ветер.
- Зимой утепляйте мотор, это снизит расход топлива, увеличит ресурс мотора и скорость его прогрева для выхода на рабочий режим.
Вечный автомобиль — доступен любому, требуется лишь грамотный уход за ним.
Как Вы относитесь к технике — так и она к Вам
- При необходимости добавьте в мотор электропомпу или подогреватель для комфортной езды зимой и в межсезонье, этот только увеличит ресурс мотора и улучшит его температурный режим работы.
- Для сокращения расходов на топливо и увеличение ресурса мотора на него можно установить ГБО.
- Заведите привычку возить с собой необходимые принадлежности для быстрого обслуживания автомобиля в дороге и помощи другим.
- Не лейте в бачок омывателя грязную воду или некачественную зимнюю омывайку. Первая забьёт трубки и форсунки распыла воды на стёкла, а вторая замёрзнет или также забьёт тонкие отверстия распыла.
- При замене лобого стекла (затёрто от времени или треснуло) посавьте лучше с обогревом.
- При прогреве машины зимой сразу включите поток воздуха на лобовое стекло, тогда при равномерном прогреве оно у Вас не треснет.
- Храните все бумаги по обслуживанию (для передачи другому владельцу + там есть даты обслуживания, что делали и какие куда детали ставили/меняли).
- Смазывайте раз в год замки дверей и резиновые уплотнения (силиконом), а также направляющие стеклоподъёмников чтобы их на морозе или в мороз из-за отсутствия смазки не заело.
Залог долголетия — элементарно своевременное обслуживание
- Рекомендую менять в случае износа егр-клапан и катализатор. да недёшево, и дело не только в экологии, а элементарно ровнее будет работать двигатель, оно спроектирован с ними работать + меньше вредных недосгоревших окислов осядет в Ваших лёгких! Для Вас это незаметно, но копиться будет годами, в старости осознаете когда придут болезни от выхлопов. Современное топливо из-за присадок с завода ради повышения октанового числа более вредное чем ранее без них типа АИ-72, 76, 80 (это были чистые виды топлива без присадок).
- Раз в неделю смотрите уровень всех жидкостей, каждый день наличие подтёков под машиной.
- Раз в год заедьте к механику, а лучше — два раза при переходе на сезоны зима-лето, пусть лишний раз посмотрят ваш автомобиль, и увидят то, что Вам не удалось разглядеть или ухо привыкло к каким-то повседневным незаметным для Вас посторонним шумам проявляющехся неисправностей.
- Старайтесь чаще тормозить за счёт убирания ноги с педали газа (это называется торможение двигателем), т.о. автомобиль плавно замедляется, а не нажатием на педаль тормоза, из-за чего быстрее изнашиваются трущиеся части тормозов (диски и колодки) + периодически возникает их перегрев (при интенсивном торможении) и их может повести (появляется искривление тормозных дисков из-за выских температур и особенно при проезде луж и возникновения резкого, а не плавного понижения температуры дисков и колодок).
Избавляемся от неправильных привычек
Ряд неисправностей также возникают в силу многолетних слабо поддающихся исправлению привычек водителей.
Одна из них — это неверный выбор рабочего диапазона оборотов.
Внимательно изучите Ваше руководство по эксплуатации.
Одни моторы любят низкие обороты. Это дизели, моторы с большим объёмом от 2л и больше, бензиновые с одним распредвалом где два клапана на цилиндр.
Другие моторы наоборот любят высокие обороты. Те что с малым объёмом до 2 л, бензиновые с двумя распредвалами, где 3-4-5 клапанов на цилиндр.
В частности, неверно выбранные обороты ведут к масляному голоданию.
Оборотов не хватает масляному насосу для создания давления во все самые дальние полости подачи масла.
Не только для смазывания, но и для охлаждения узлов и деталей.
И наоборот, очень высокие обороты ведут к перегревам и выдавливанию масла из всех щелей.
Плюс лишний раз срабатывает турбина или турбины с определенных оборотов без особой надобности расходуется её ресурс.
Если их несколько для малых и выскоих оборотов работы двигателя.
Особенно это характерно для авто с механическими КПП.
На автоматических за этим следит механизм переключения передач.
Но и у них есть проблемы при движениях в пробках и на подъёмы.
Поэтому тоже нужно переходить на низшие передачи заблаговременно принудительно.
Вечный автомобиль как таковой не существует. Поскольку требования времени к возможностям транспорта периодически усложняются. Но для простых и неспешных задач в сельской местности таковым может стать любой авто. Там нет ограничений на евро-выхлопы или возможности авто, особенно по грунтовым дорогам, где и права не обязательны.
Всем удачи по жизни и на дорогах!