Краткая история завод ЗИЛ и что с ним случилось.
Не хватит строк и времени, чтобы описать всю историю замечательного завода. Будем по возможности краткими.
Если Вам нужны этикетки для товаров. Для почтовых отправлений или маркировки чего-либо. Например, для товаров или грузов на прилавках. Или на складе. С возможностью печати любой необходимой информации на них. То обратите внимание на термотрансферные красные этикетки .
Основной продукцией завода ЗИЛ всегда были грузовики, но кроме этого там много чего ещё делали.
Продукция завод ЗИЛ
- Лучшие в СССР холодильники. Их даже успевали передать по наследству. Настолько они были надëжны.
- Правительственные легковые автомобили для первых лиц государства (модели 101, 110, 111, 114, 117 и их модификации). Сейчас вместо них делают автобили Aurus совместно с НАМИ в Елабуге. Плюс планируют на их базе делать микроавтобусы (проект «Кортеж»). Аналог микроавтобуса «Юность».
- Полноприводные грузовики для армии. И для выполнения работ вне дорог. Для геологов, лесников, для постройки ЛЭП, прокладки трубопроводов и того подобных задач.
- Спецмашины высокой проходимости в спецКБ под руководством конструктора Грачёва. В частности, автомобили-амфибии «Синяя птица» для поиска и перевозки космонавтов. Из мест их приземления на базу в любую погоду.
- Многоосные шасси для армии и строек.
- Автобусы ЗИЛ (будущие ЛИАЗ, туда передадут производство).
Базовые модели завод ЗИЛ
За всё время на заводе было несколько базовых моделей.
Двухосный АМО Ф-15 — прототипом которого послужил итальянский грузовик с возможностью перевозки 1,5 тонны груза. По проселочным дорогам времён Первой Мировой войны.
Его цена для тех времён была невелика. Надежность весьма на уровне, поломками не досаждал.
Двухосный трехтонка ЗИС-5. Прототип американского грузовика, появился в эпоху индустриализации в 30-е гг.
В производстве стоил как минимум в 2 раза дешевле предыдущего грузовика. Плюс имел в 2 раза выше грузоподъемность.
Его производили до конца войны. Плюс в ходе эвакуации 1941-42 гг появились заводы-филиалы в городах Миасс (будущий УРАЛ) и Ульяновск (будущий УАЗ).
Под влиянием хороших новаторских качеств поставляемых по Ленд-лизу грузовиков после войны появится сначала ЗИС-150.
По сути на раме предыдущего только с новой металлической кабиной и новым дизайном. Но с прежними недостатками.
Это будет обновленный грузовик. Позже его глубоко доработают до ЗИС-164. И он станет основой компании FAW в Китае.
Именно автомобиль этой марки станет в истории компании FAW первым на её конвейере — на точной копии московского завода ЗИЛ в Китае!
Послевоенные варианты грузовиков
Далее на основе грузовика Студебеккера создадут ЗИС-151. Он имел множество недостатков.
Рождение легенды
В ходе наработки опыта по ЗИС 151 появится легендарный ЗИЛ-157. Или как его называли «Захар».
Его будут производить аж до 1994 года. На специально для него построенном серийном заводе в Сибири. В закрытом городе Новоуральске, для нужд Минобороны.
Там к слову сказать в 2000-е будут собирать первые в России автомобили марки Джили.
ЗИЛ 157 окажется настолько хорошим, что его будут поставлять в десятки стран мира.
Эксплуатация его продолжается до сих пор. Особенно там где леса и болота. Прочая техника элементарно там не может проехать или дороже в эксплуатации.
Самый массовый народный ЗИЛ
Следующим после около 10 лет проектирования и доработок станет ещё более легендарный и самый массовый в СССР грузовик ЗИЛ 130.
По сути его аналогом будет последний в истории марки Студебеккер грузовик их фирмы. С 60-х фирма обанкротилась по причине производства простых и дешевых грузовиков. Тогда потребитель уже требовал и готов был платить за комфорт. Студебеккер окончательно передал свои бразды ЗИЛу.
ЗИЛ 130 произведут в количестве около 2,5 млн штук! Он будет продаваться в ещё большее число стран мира.
Для своего времени это будет революционный автомобиль. С кучей удобств для водителя и простым в эксплуатации.
С ним по количеству произведенных машин могут лишь сравниться ВАЗ 2106 и тракторы ДТ-75 и МТЗ-80.
Столь же простые и удобные в эксплуатации. ЗИЛ 130 везёт до 5-7 тонн грузов. При этом служит до 20 лет и более без особых поломок.
Даже немецкие IFA в том же классе уступали ему по надежности и грузоподъемности.
Под ЗИЛ 130 сделают агрегатные заводы по производству кузовов-самосвалов в Мытищах. КПП, раздаток и карданов в Брянске. Мостов и полуосей в Смоленске. Прочих деталей — в Рязани и Рославле.
Завод-дублёр
А также серийный завод, как было сказано — в Новоуральске.
ЗИЛ станет самым крупным объединением автозаводов в СССР.
Плюс его основное производство в Москве, КБ со связями в Минавтопроме и НАМИ. И их полигон под Дмитровым дадут то, что эти грузовики будут иметь самый высокий ресурс узлов и агрегатов.
Они получат знаки качества продукции СССР. Будут самыми долговечными и массовыми.
Кроме того, рама с двигателем, КПП, передней балкой и мостом без кабины будут поставляться для производства автомобилей КАЗ. В Грузию на завод в городе Кутаиси.
Почти все эти заводы перестанут существовать с развалом завода в Москве. При прекращения получения новаций оттуда.
Новый и последний массовый ЗИЛ для армии
На базе ЗИЛ 130 также создадут полноприводный трехосный ЗИЛ 131.
Его будут производить на автозаводах в Брянске, в Москве и вышеупомянутом Новоуральске до 2013 года.
Их сейчас до сих пор много продают с хранения. Из армий Белоруссии и России на официальных аукционах.
Для всех желающих по ценам в зависимости от состояния от 100 до 350 тысяч рублей. При необходимости дооснащают всем необходимым.
В том же Брянске им дают вторую жизнь. Там устанавливают на заводе или высылают транспортными компаниями для установки дизельные двигатели.
СМД 4 и 6 цилиндров в ряд. Авто ездит быстрее — около 100 км/ч. И везёт как минимум на тонну больше. Плюс тянет прицеп с грузом 5-8 тонн.
Предшественник КАМАЗа
Далее создадут удлинённый трехосный ЗИЛ-133. С приводом на две задние оси.
Сначала с тем же 8-ми цилиндровым бензиновым двигателем на 150 л.с.
А затем с дизельным 8-ми цилиндровым на 210 л.с. Он впоследствии станет двигателем КамАЗ-740.
Да его создали и сделали в КБ ЗИЛ!
Дальше круче — сначала создадут ещё в 60-х первый бескапотный ЗИЛ. Который наверху не смогут оценить по достоинству.
А потом легендарный бескапотный шоссейный ЗИЛ-170. С двумя и тремя осями, дизелем с перспективой под турбонаддув. В вариантах бортового, самосвала, тягача и полноприводного!
И с ЗИЛ-170 начнется закат истории завод ЗИЛ ещё в конце 1970-х гг! На самом верху в правительстве СССР в приказном порядке скажут отдать все наработки на новый завод — в Набережные Челны в Татарстан.
ЗИЛ 170 станет КАМАЗом. Дальше прикажут передать туда специалистов, технологии, документацию, опыт. И доработать все модификации под пожелания местного КБ для серийного производства.
Тут можно поставить точку в истории завод ЗИЛ. По сути уже тогда формально завод переехал в новое место.
Новая и последняя крупносерийная капотная модель
Но КБ ЗИЛ на то и легендарное и богатое специалистами. Плюс московские лучшие ВУЗы страны. Включая МАДИ, Баумана и помощь НАМИ.
Они руки не складывали вплоть до ликвидации завода в 2017 году. До самой осени 2016 года в постепенно закрываемых цехах там производили последнее их творение ЗИЛ 169 или серийный ЗИЛ 4331.
Эту машину тоже можно назвать легендарной! Для неё на скудные от прибыли на продажах ЗИЛ 130 средства.
Большая часть прибыли ушла на создание будущего КАМАЗ. Плюс заводам на развитие оставляли как правило около 1% от чистой прибыли в СССР. Остальное уходило в казну государства и изредка выделялось как субсидии для создания новых моделей.
Новые веяния
На ЗИЛ взяли и создали новую раму, великолепный дизельный двигатель ЗИЛ 645 на 180 л.с. Он был с самым минимальным расходом топлива в пересчете на получение 1 л.с. среди грузовиков СССР.
Новый завод под двигатель в Тутаево под Ярославлем. Плюс параллельное серийное производство двигателя в Новоуральске.
Новую усиленную трансмиссию и многоступенчатую КПП с режимами под разные условия эксплуатации.
Новую удобную высокую и широкую кабину с вариантом двухместного спальника. Чего у КАМАЗ не было до конца 2000-х!
И с полностью откидным капотом вместе с крыльями. Это давало доступ к мотору со всех сторон. Чего до сих пор нет даже в новом Урал Next! И кабина там внутри меньше размером — от Газели NEXT.
Ко всему прочему в этой машине изначально гораздо меньше тряска водителя, чем на колесе на КАМАЗа. В итоге получается меньше расстройств пищеварительной системы.
Начало конца завод ЗИЛ
А дальше будет череда невероятного.
С огромными задержками по времени дизельный ЗИЛ 4331 поставят на конвейер в 1987г. При весьма слабом финансировании, но огромным спросом на грузовик.
Его произведут в количестве более 500 тысяч штук даже в тяжëлые времена 90-х гг.
Когда спрос будет минимальным чисто из-за отсутствия свободных средств у большинства покупателей. А не по какой-то иной надуманной причине.
Почти все эксплуатанты будут латать свои прежние авто.
Прощай, отличный передовой мотор
В приказном порядке из Москвы свернут уже полностью работающий конвейер. По производству дизельного мотора ЗИЛ-645 в Новоуральске.
По своему качеству сборки он был даже лучше чем из Тутаево.
В начале 90-х, при слабом финансировании самой армии в целом, армия откажется от закупок МиГов. В пользу более широкофункциональных СУ.
А также от закупок бензиновых ГАЗ-66 и ЗИЛ 131. В пользу дизельных и более грузоподъëмных КАМАЗ 4310 и УРАЛ 4320.
К слову сказать в этот момент ЗИЛ потерял 30% своих заказов и 30% прибыли соответственно.
Ещё удар
В конце 80-х прекратится заказ правительственных ЗИЛов и автобусов Юность на их базе.
Ниже представлены базовые модификации.
На основе которых также было разработано множество более современных разновидностей.
Прощай поддержка
В правительстве страны вообще не дадут средств и субсидий на развитие завода в отличие от тех же АвтоВАЗ и КамАЗ.
В том числе для постановки на производсво уже разработанных и испытанных машин.
Интересные варианты моделей
Новый собственник
В ходе приватизации завод станет собственностью правительства Москвы.
Оно какое-то время будет из прибыли выделять средства на развитие завода. Будут созданы новые модели и модификации.
Состоится пробег по России и вокруг света.
Но за 10 лет до его развала отдаст завод на внешнее управление в частные руки. В них завод потерпит крах.
А далее по решению того же правительства Москвы на месте завода из года в год развернут снос цехов и строительство жилья. Что до сих пор и происходит.
Дальнейший финал Завод ЗИЛ
Если кто-то думает, что конструкторы и рабочие завода расслабились, то такого не было никогда.
Они сражались за свои детища до последнего рабочего дня — до конца 2017 года.
На фоне разрушения цехов, принудительных увольнений талантливых конструкторов и технологов.
При этом выпуск и сбыт продукции не останавливались, но прибыль руководством завода в его развитие практически не вкладывалась. Они «выживали из производства последние соки» безо всякой ответственности за свои действия.
Даже нашлись энтузиасты, которые выкупили спеццех по производству правительственных автомобилей.
Вернули на работу уже дедушек, знающих эти авто до последнего винтика.
И занимались там как обслуживанием и ремонтов данных автомобилей, находящихся в частных руках. Так и созданием новых машин.
Последнюю свою разработку они даже предложили для гаража специального назначения.
Но там от них отказались, сославшись на то, что они не подходят для бронирования. Мол не хвататет у них запаса мощности двигателя и запаса конструкции для навешивания брони.
А раньше почему-то хватало. В итоге последние два ЗИЛа кабриолета из этого цеха попали в Кремль для проведения парадов на Красной Площади. До их замены на автомобили-кабриолеты AURUS.
За эти лихие 90 и 2000-е годы, когда у того же КАМАЗа сгорел завод по производству двигателей в 1996 году. И до тех пор, пока они позже не построили новыйзавод. Завод ЗИЛ только сводили на нет, закрывая агрегатные заводы в Смоленске, Рославле, Рязани, Мытищах, Тутаево Ярославской области. А в конце концов и серийный завод-дублёр в Новоуральске в Сибири.
Последние модели Завод ЗИЛ
Но даже на этом фоне инженеры заводы творили всё новые модели и модификации.
Последние интересные модели
Ситуация сегодня
Кроме того, нужно отметить, что часть ЗИЛов до сих пор самостоятельно переделывают в довольно интересные варианты.
И они продолжают служить верой и правдой своим владельцам. В основном частникам-энтузиастам, любителям данной марки автомобилей.
СпецКБ Завод ЗИЛ
В конце также нужно сказать пару слов о спецпроизводстве ЗИЛ для полного бездорожья. Под руководством всемирно известного конструктора Грачёва.
Именно после его трудов, в мире многие осознают, что колёса ещё далеко не всё сказали вне дорог.
Что помимо подкачки шин в грязи и снижения давления на грунт на вязких почвах. Как на ЗИЛ 157 и ЗИЛ 131. Ещё большую и не последнюю роль играет большой размер колёс.
Их правильная расстановка. Плюс полный привод, независимая подвеска, поворотная задняя ось и исключение посадки на брюхо.
А также правильный подбор крутящего момента.
Также можно отметить, что нынешний лидер Китая Дзянь Дзэминь в молодости проходил практику на заводе ЗИЛ в Москве!
Если подвести итоги, то главная ошибка руководства завода и правительства Москвы. Как собственника завода. Состояла в том, что при наличии прибыли от производства завод вовремя не вынесли из Москвы.
На любой из его агрегатных заводов-смежников.
Или на тот же серийный завод в Новоуральске в Сибири.
Интересный финал и заполнение вакуума Завод ЗИЛ
В сельской местности живут неизбалованные дорогой техникой люди.
И ЗИЛы им по-прежнему нужны, но только с ГБО или дизельными моторами. Экономически их эксплуатация оправдана.
Как не покажется странным, но в автопарке страны ЗИЛы до сих пор составляют около 40% действующих каждый день грузовиков.
Это говорит о том, что у потребителей нет средств на дорогие грузовики.
Или они просто не окупаются в работе.
В ЗИЛах 130 и 4331 заложена тройная надёжность.
На производстве одних только запчастей ещё можно 10-25 лет спокойно иметь прибыль.
В Китае за такую ошибку с заводом точно бы очень круто наказали. Всех виновных управленцев за подобное деяние в растрате достояния масштаба страныю
С десятками тысяч рабочих мест на 16 производствах. Мировым именем, опытными кадрами, огромным опытом, потенциалом развития и мощной инфраструктурой.
К слову, полная копия завода ЗИЛ в Китае — завод и фирма FAW, сейчас является компанией с мировым именем!
Как говорится успех там — где постоянно вкладывают в развитие, а не разбазаривают.
Также можно отметить следующее сходство. Учитывая богатство кадров московских ВУЗов + НИИ + ЦАГИ (аналог НАМИ, но только в авиации).
Плюс близость к руководству страны, до сих пор большинство авиационных КБ находится в Москве.
А серийное производство вертолётов и самолётов вынесено в регионы.
Удаленная онлайн-связь и возможности сети Интернет вполне помогают передавать туда-обратно все необходимые документы.
Чертежи, задачи, отчётность и прочее. Проводить оперативные совещания и тому подобные работы.
Хотя авиация в разы дороже автопрома по своим оборотам средств!
Плюс ниже спрос на их продукцию, нет постоянства прибыли и мелкосерийное производство.
Современные аналоги
Домыслы о том, что среднетонажникам ЗИЛ не было работы в лихие 90-е и 2000-е не состоятельны.
Как только пропал завод ЗИЛ, тут же на ГАЗе и КАМАЗе + МАЗе создадут модели Валдай.
Двухосные малотоннажные КАМАЗы (из задела ЗИЛа)
Плюс МАЗ Зубрёнок.
А сейчас лидер рынка продаж в России дизельный ГАЗон Next. Он идёт как аналог ЗИЛ 130.Нно не такого качества и нет такой легендарной надежности со сроком службы в 20 лет и более!
В итоге за утрату завода «ЗИЛ», как и завода «Москвич» в России никто не наказан.
Кто же он тот самый доброжелатель?
Обоими до самого конца их существования владела мэрия г. Москвы.
Тот же Москвич 2141 — это аналог современной Шкода Октавия. Которая появилась только в 1996 году. В 2000-м устранили её болячки. С 2004 по 2011 у неё были большие проблемы с новыми моторами TSI и «сухими» КПП DSG DQ200. Которые с 2012 устранят. И сейчас их просто тьма на дорогах. Миллионные тиражи, огромный спрос.
В данном случае руководство Шкоды не испугали трудности. Они приняли все усилия, взяли кредиты, заручились гарантиями правительства страны.
Устранили проблемы и продолжили производство, постоянно занимались модернизацией. Дорабатывали свои модели и добились желанных успехов, спроса и прибыли.
Тот же Бу Андерсон, чтобы о нём не думали, как и Ли Якокка, приложил все усилия и вытянул ГАЗ и ВАЗ из банкротсва. В те же самые годы.
И сейчас оба завода на высоте. С моделями которые он протолкнул в производство. И заставил всех работать на должном уровне с требуемым качеством. Выгнал всех бездельников и оставил за бортом бракоделов-поставщиков деталей на сборочный конвейер. Предварительно дал им время на исправление ошибок. Кто прислушался и перестроился — остался.
Завод ЗИЛ, канув в прошлое, дал жизнь многим другим заводам: УАЗ, УРАЛ, КАЗ, FAW, БАЗ, ЛИАЗ, и самому главному — КАМАЗ.
Самый низкий поклон, всем тем, кто работал на ЗИЛе!
Посткриптум
Кто садился в ЗИЛ 130, потом не хотел ездить на ГАЗ 53.
Больше мощь и грузоподъемность при одинаковой конструкции мотора.
Больше места в кабине — на троих вместо двух.
Гидроусилитель руля.
Синхронизаторы на всех передачах — не нужен двойной выжим сцепления.
Пять передач вместо четырёх.
Просто огромная долговечность всех узлов.
Пневмосистема тормозов — никакие утечки не страшны, компрессор всё подкачает, любой свищ слышен на слух.
В отличие от КАМАЗа никогда не утрясёт, за колесом на плохих дорогах на капотниках ездить гораздо комфортнее.
В наше время установка универсальных парктроников за каких-то несколько тысяч рублей хоть по всему периметру авто решает все проблемы с рулёжкой в узких местах.
Легендарные грузовики ЗИЛ до сих пор на службе во всех уголках страны.
И в республиках бывшего СССР.
Настолько хороша и продуманна их конструкция!
Ниже представлена последняя авантюра правительства Москвы. Которая привела завод ЗИЛ к полному банкротству.
Вехи нашего времени
В условиях санкций 2022-2024 гг многие производители и поставщики ушли из России. Но с одной стороны это освободило рынок для расширения линейки производства отечественных авто. И появилось просто море современных всевозможных модификаций под любые нужды.
А с другой стороны — на рынок извне зашли дружественные страны, в частности, Китай.
В итоге вернулись дети ЗИЛ. С одной стороны — это его китайский сын FAW предложил свои довольно габаритные, грузоподъемные и надежные автомобили.
А с другой стороны, младший отечественный сын ЗИЛа — КАМАЗ решил открыть очень крупное производство именно в Москве, где сейчас финансовая столица России и здесь живёт каждый 10-ый россиянин. Что в сумме дает высокий нереализованный спрос на грузовую технику любого вида.
В итоге КАМАЗ собирается построить новый завод в Москве, по сути свой филиал. На котором собирается производить по количеству столько же авто, сколько в Набережных Челнах! Новость прошла буквально несколько дней назад.
Всем удачи по жизни и удачи на дорогах!
1 комментарий
Даа а гадоандоны наше провителство такой завод легенду загубили а Китай молодцы с одной модели зил отдоной им целый завод замутили и до сих пор розвивают его👍