Краткая информация о заводах по производству тракторов и комбайнов в современной России и времён СССР. Где сейчас купить трактор в России.
Современные тракторы и комбайны по уровню удобств эксплуатации сегодня уже на уровне легковых автомобилей. Кроме того, многие из них дополнительно как с завода, так и отдельно оснащаются электронной системой управления трактора от RG-ROBOTICS. Система позволяет измерять и выдавать трактористу и организатору работ буквально любые необходимые им параметры.
1. Контроль и отображение параметров машины, оборудования, работы двигателя и КПП.
2. Возможность выбора оператора машины и рабочего оборудования.
3. Ведение журнала рабочих параметров. Расчет обработанной площади. Возникающие ошибки системы и аварийные ситуации. Возможность сбора информации сервисным инженером через USB разъем. Или удаленно с помощью модуля телеметрии.
Предыстория вопроса
Буквально каких-то 30-35 лет назад в России в сельской местности основным видом транспорта были тракторы. Обычных легковых машин было гораздо меньше.
Они использовались буквально везде.
- В строительстве дорог.
- В лесных хозяйствах (трелёвочные).
- На всех стройках СССР. БАМ, атомные станций, ГЭС, плотины. Переправы через реки и ущелья, мосты, космодромы, взлётно-посадочные полосы и тому подобное.
- На бескрайних полях. Сельхозтракторы и комбайны.
- При транспортировке сельхозпродукции, стройматериалов и прочего. Особенно там, где обычный грузовик не проедет.
- Для расчистки дорог от снега зимой и сравнивания колейности грунтовых дорог летом.
- Даже для поездки в командировку. В больницу или соседнюю деревню. Не говоря уже о доставке людей на работы в поле и с поля.
Одних заводов по производству тракторов было больше, чем автомобильных. Ниже приведены лишь основные, не считая ремонтных и узкоспециализированных.
Купить трактор в России. Заводы СССР
- Старейший завод в Санкт-Петербурге. Выпуск тракторов марки «Кировец«. Существует до сих пор, полностью переоснащён по последнему слову техники.
- Онежский тракторный завод в Карелии. Производство трелёвочных тракторов ТДТ-55 для лесозаготовительных работ. Сейчас банкрот, производство передано в Минск.
- Минский тракторный завод. Тракторы марки «Беларусь», МТЗ. Самый крупный завод в СНГ. Завод с мировым именем, его продукцию знают по всему миру. Производят все виды тракторов, плюс ещё комбайны. Единицы, кто не знает трактор МТЗ-80. Они есть буквально в каждом бывшем уголке СССР.
- Харьковский тракторный завод — ХТЗ. В последние годы выпускал колёсные и гусеничные тракторы Т-150. Сейчас на грани закрытия, производство передано в Брянск. Там же делали тракторы Т-16 самоходное шасси с кузовом спереди.
- Мало кому известный Брянский машиностроительный завод по производству серийной и узкоспециализированной продукции. Сейчас производит новейшие дизельные локомотивы. Маневровые тепловозы. Тракторы типа Т-150. Ранее делали тракторы для строек Т-140, Т-180. А также грузовик ЗИЛ-131. Плюс до сих пор дорожные машины — грейдеры.
- ЮжМаш — бывший оборонный завод. Также известен всему СНГ производством тракторов марки ЮМЗ (ЮМЗ-6, ЮМЗ-6МЛ). Они по надежности и долговечности превосходили МТЗ-80. А большая часть деталей для сборки МТЗ делали именно на ЮжМаше. И поставляли на конвейер МТЗ.
- Кишинёвский тракторный завод. Последние были тракторы Т-70 и Т-80 для садовых хозяйств. Для обработки плантаций овощей и работы в виноградниках и садах. Говорят, что пока ещё работает. Делали малые гусеничные тракторы на базе узлов МТЗ-50, МТЗ-80.
Ещё заводы
- Волгоградский тракторный завод по производству самых массовых в СССР гусеничных тракторов ДТ-75. Самые дешёвые, самые надёжные, долговечные и неубиваемые. Их суммарно выпустили более 2,5 млн. штук. С очень высокой ремонтопригодностью. В настоящее время завод под сносом. В памяти останется только арка главной проходной. Последняя модель была Агромаш-90 (современный преемник ДТ-75). Выпускался в том числе с резиновыми лентами на катках вместо гусениц. Чтобы не портить асфальные дороги. Производство передано на ЧЗПТ (см. ниже).
- Владимирский тракторный завод по производству как двигателей для тракторов Т-16, так и своих знаменитых Т-25 «Владимирец». А кроме того всевозможных массовых по всему СНГ автономных прицепных электростанций. Генераторов, сварочных аппаратов, компрессорных станций для строительного пневмоинструмента. В настоящее время разрушен. Производство передано на ЧЗПТ (см. ниже).
- Липецкий тракторный завод (ЛТЗ). Самый его знаменитый трактор Т-40 с дизелем воздушного охлаждения и полным приводом. С самоблокировкой переднего моста в случае пробуксовок. Никакой мороз не страшен. Всегда заводится и работает. А самым лучшим был ЛТЗ-155 (он же РТМ-160), на фото ниже.
- Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). Производство промышленных гусеничных тракторов. Туда же передали производство ЛТЗ-155 под маркой РТМ-160 (но и его теперь не делают).
И ещё заводы
- Чебоксарский завод промышленных тракторов (ЧЗПТ) и его знаменитый Т-330 с кабиной как у самолёта. С максимальными удобствами для тракториста-машиниста для суровых северных строек. Представлен на третьем фото сверху, жёлтый, с грейдером. Сейчас делают аналогичные тракторы под маркой Четра, а также Агромаш-90, 120. И то что было передано с Владимирского тракторного завода.
- Павлодарский тракторный завод по серийному производству тракторов МТЗ-80 и ДТ-75. Для нужд Казахстана и всего СССР. Завода сейчас уже нет.
- Ташкенсткий тракторный завод. Производство тракторов Т-28 на базе Владимирских Т-25 для уборки хлопка. Завода почти нет. Ведутся переговоры с МТЗ о возобновлении сборки их тракторов на месте прежнего завода. Также для сбора хлопка.
- Алтайский тракторный завод (г.Рубцовск). Производство тракторов Т-4А, плюс трелёвочных для лесозаготовок в Сибири. Сейчас под сносом. Вместо него работает и производит гусеничные тракторы минизавод АлТрак. Для работы в суровых сибирских условиях климата.
- Красноярский комбайновый завод (комбайны «Енисей»). Завод банкрот и снесён.
- Ростсельмаш. Комбайны СК-5 НИВА, Колос (для уборки риса), ДОН. Сейчас единственный завод по проиводству комбайнов в России новейших марок. С поставками по всему миру и мощных колёсных и колесно-гусеничных тракторов. Их производство было куплено в Канаде и перенесено в Россию. Плюс осталась вся дилерская сеть в Канаде и поставки им теперь из России.
- Экскаваторный завод в Твери. Работает и сейчас. Много новых моделей.
- Плюс куча мелких заводов по всей стране по производству всевозможного навесного и прицепного оборудования.
Где купить трактор в России сегодня?
На сегодняйшний день остались рабочими ниже представленные заводы.
- Минск. МТЗ: колёсные универсальные, трелёвочные-лесные и гусеничный типа ДТ-75, 175.
- Брянск. Производство грейдеров. Плюс аналоги знаменитых колёсных Т-150.
- Санкт-Петербург. Три тракторных завода. Колёсные тракторы 5 класса для разных нужд, включая с/х, промышленность, дорожное стороительство. Для лесной промышленности, тягачи, краны и под заказ.
- Тверь. Экскаваторы, грейдеры, погрузчики и прочее.
- Челябинск. ЧТЗ — трактор Т-10 гусеничный. Также рядом есть независимое частное производство гусеничных промышленных тракторов. Из японских и американских комплектующих со своими трансмиссиями, рамами и КПП. Там же рядом есть производства частных компаний на основе узлов японских тракторов.
- Чебоксары ЧЗПТ, широкий спектр гусеничных промышленных, плюс универсальных колёсных тракторов для самых разных видов работ. Туда перенесли производство из Волгограда, Владимира, Липецка и Харькова.
- Рубцовск. АлТрак, гусеничные пропашные. Но собирают тракторы из деталей, производство которых размещено на заводах в Китае. Так дешевле получается.
- Ростове-на-Дону, плюс Таганрог. Ростсельмаш: комбайны всех видов и размеров. Колёсные для любых видов сельхозработ.
Купить трактор в России. Новые заводы
Добавились ниже представленные заводы.
- Завод по сборке «Беларусов» в Череповце.
- Тракторы собственных конструкций и разработок типа «Кировец». И типа «Беларус» на КАМАЗе. В основном они используются в соседних регионах.
- Небольшие частные заводы по сборке тракторов с доработками под нужды заказчиков. Малые партии из иностранных комплектующих.
Новые критерии развития
Надо отдать должное рынок расставил точки над И. В основном в производстве остались только высокопроизводительные тракторы. Каждый из которых выполняет в 1,5-5 раз больше работы, чем их советские аналоги. В том числе они делают это быстрее и экономичнее.
Кроме того, на Самарском полигоне, ещё со времён СССР отрабатывается технология беспилотного вождения сельхозтехники. По полю и в карьерах с использованием сигналов систем Глонасс/GPS.
Вскоре и трактористы с комбайнёрами не понадобятся. Только обслуживающий тракторы персонал. Ремонтники, снабженцы, заправщики и так далее. Когда одна такая бригада сможет обслуживать с десяток, а то и два подобных автоматических в работе машин.
Данные российские системы уже внедрены в Австралии на работе в карьерах. Уже не кажется фантастикой, когда оператор экскаватора в условиях жары, холода, пыли и прочих неудобств, полностью управляет машиной из офиса. За десятки, а то и сотни километров от места добычи полезных ископаемых. Так получается гораздо удобнее и дешевле по затратам. Все как в компьютерной игре, только при наличии ответственности за выполняемые действия.
Интересные образцы техники своими руками, лучше заводских
Есть то, к чему всем конструкторам стоило бы прислушаться всерьёз!
Мало какой даже самый современный трактор в мире сможет выполнить работу с аналогичными усилиями. С экономией топлива и скоростью, смотрите видео ниже.
Народные умельцы, порой круче конструкторов, даже по стоимости реализации и эксплуатации.
Я не верил, когда мне мой отец-танкист рассказывал про подобные возможности.
Пока своими глазами не увидел то, что представлено ниже.
Бывают и другие необычные примеры, смотрите ниже. Тоже как эконом-вариант.
Всем удачи по жизни, в работе и на дорогах!