Менеджеры автомобилестроения США и современной России

0

В США три крупных автогиганта: Дженерал Моторс, Форд и Крайслер. В истории второй и третьей компаний был один довольно необычный человек по имени Ли Якокка. Он оставил свои воспоминания в книге “Карьера менеджера”. Этим шедевром до сих пор зачитываются те, кто хочет связать свою судьбу с автомобилестроением.

Его семья имигрировала в США из Италии. Его отец был обычным рабочим на заводе Генри Форда и реализовал свою мечту и девиз компании о том, что любой рабочий компании имеет возможность благодаря хорошей зарплате купить себе её автомобиль…

Сам же Ли, получив образование инженера не нашëл для себя интересным быть создателем коробок передач или других узлов автомобилей, а выбрал для себя сферу продаж автомобилей компании Форд. При этом он успел поработать под руководством другого не менее известного на весь мир человека и одно время директора компании Форд – Роберта Макномарры, великолепного математика-аналитика, стратега действий бомбардировочной авиации США в годы Второй мировой войны, а в будущем министра обороны США при Джоне Кеннеди, противника войны во Вьетнаме, в последствии ставшего финансовым аналитиком-консультантом по стратегии развития ряда крупнейших банков США.

Если Роберт Макномарра сделал автомобили Форд по принципу: всё в автомобиле д.б. для его пользователей, т.е. заставлял всячески внедрять в конструкцию то, что просили покупатели и это сильно подняло как продажи авто, так и интерес к ним, в т.ч. со стороны конкурентов. До этого автомобили строили либо как заложил концепцию ещё основатель фирмы Генри Форд – дешевле конкурентов + доступный сервис и запчасти. Либо то как могли и задумали конструкторы и инженеры, совершенно не принимая во внимание запросы покупателей. Что в условиях массового производства после Второй Мировой войны в США стало не актуально. Люди уже хотели покупать не просто дешевые и практичные автомобили, а безопасные и комфортные. Именно это внедрил Макномарра при сохранении концепции Генри Форда.

Но Ли Якокка пошел ещё дальше, он посмотрел своим проницательным взглядом на творения Макномарры, зная что времена изменились и продажи упали в сторону других двух конкурентов и сказал себе и другим – да они у Вас некрасивые! Да они безопасны, комфортны, хороши с инженерной точки зрения, но в их облике ничего не цепляет взгляд покупателя. Именно Ли Якокка внедрил в компании Форд автомобильный дизайн на промышленном уровне.

А дальше круче, шаг за шагом, работая и учась в подразделении продаж у самых-самых акул по уговариванию покупателей в пользу автомобилей фирмы Форд… Он создал условия, при которых люди сами приходили без всяких на то уговоров – мощную систему рассрочки и скидок на новые автомобили, что позволило при низких процентных ставках покупать автомобили любому жителю США. До него, что сейчас кажется таким повседневным, никто даже не помышлял это внедрять… Все думали просто: деньги на бочку сегодня и никак иначе. Якокка внедрил принцип, которым пользуется весь мир: забирай и пользуйся автомобилем сегодня и каждый день когда нужно, а плати по мере наличия средств в рассрочку. Сейчас даже такси почти все работают по этой схеме. Поскольку новую машину с учетом цен за высокотехнологичный продукт купить большинству не по карману.

Благо теперь на Ютубе появилась аудиокнига Ли Якокка и его можно включить и послушать в дороге, пока готовишь еду, или перед сном:

Ли Якокка всю свою жизнь посвятил автопрому. Ему принадлежит идея создания Форд Мустанг (для любителей драйва) , Форд Фиеста (эконом-авто) и многих других. Также первым он предложил международную кооперацию с другими автопроизводителями ради снижения конечной цены на авто и т.о. сближение с покупателями и отвоëвывание позиций у конкурентов.

Как пример, предложил в автомобили Форд для той же Европы и США ставить связку мотора и КПП от японских автомобилей у которых они были дешевле в производстве, меньше по мощности и литражу, что снижало расход бензина, а это в свою очередь позволяло купить и эксплуатировать автомобили небогатым слоям населения…

Его идеи до конца не были поняты и оценены, для того времени они были слишком революционны, каждый автоконцерн старался всё делать сам, в итоге цены только росли.

Как следствие, Ли пришлось уйти из Форд, но его тут же пригласили в Крайслер, который он вытащит из банкротства, сумев за счёт личного авторитета и умения договариваться буквально со всеми заполучить необходимые кредиты и поддержку на уровне правительства США, как гаранта отдачи кредитов. В итоге мир получит ранее неизвестный вид кузова автомобиля – семейный минивэн Крайслер Вояджер или его аналог – Додж Караван. Сейчас этот тип кузова есть у многих компаний. Ли Якокка был первым.

К слову сказать, впоследствии с уходом Ли Якокка продажи Форд снова просядут и в компании возьмут на вооружение его ранее высказанные идеи… Форд подружится с Мазда, купит и затем продаст компании Джили – компанию Вольво. Будет ставить на свои авто узлы от других автоконцернов, станет заказывать инжиниринг у европейских фирм, давая им свободу в принятии и внедрении решений ради развития компании и расширения её продаж, станут не просто ввозить свои авто на продажу в другие страны, но и строить там полноценные заводы для производства автомобилей с локализацией производства автокомпонентов. В частности, завод ГАЗ в России построила компания Форд по заказу советского правительства. Первая Газель и серия Next были созданы с оглядкой на Форд Транзит…

Но и на этом деятельность Ли Якокка не остановилась… Он, пожалуй, единственный в истории автопрома США умудрился поработать директором двух автогигантов.

В частности, у Крайслер он обнаружил такой недостаток, как при наличии великолепных отдельных инженерных решений по узлами автомобиля (двигатель, КПП, кузов, подвеска и пр. – зачастую были одними из лучших среди автокомпаний США) – неумение создавать единый автомобиль со сбалансированными и взаимоувязанными характеристиками.

К примеру, в авто было всё хорошо, но цена выше всех одноклассников, из-за чего его почти не брали. Или с ценой и узлами всё замечательно, но расход топлива неоправданно высок в условиях нефтяного кризиса. Также в авто всё хорошо…, но из-за только одной КПП авто не развивал всех возможностей великолепного двигателя, они не были взаимоувязаны. И так было по всей линейке автомобилей Крайслер…

Плюс ко всему в компании не жалели средств на новые разработки, щедро выделяя финансы на всё новое и перспективное, из-за чего часто финансы компании были в плачевном состояния при наличии первоклассных мощных автомобилей. Ли Якокка и это вопрос привел в порядок, внедрил свой ранний опыт продаж + новые мысли…

В конце своей карьеры он сформулировал принципы развития будущего автопрома, которые современны до сих пор. В частности, он сказал, что автоотрасль станет одной из самых бурно развивающихся, потому что авто станут массово доступными и будут заказы буквально всем смежным отраслям на оцинкованный металл от металлургов, химикам на топливо и смазки, банкам на доступные кредиты, технологам на новейшие материалы отделки салона, электронщикам на проводку, контроллеры, датчики, всевозможные электронные помощники + традиционные стекло, резина и т.п.

В итоге сейчас каждая уважающая себя страна мира старается локализовать производство даже лицензионных автомобилей или даже отдельных узлов, чтобы т.о. поднять за счёт производства комплектующих у себя в стране кучу смежных отраслей + это рабочие места (а это дает снижение преступности, люди могут заработать-заплатить и отпадает необходимость воровать) + налоги, отчисления в местные бюджеты на развитие инфраструктуры + заказ Минобразования на подготовку кадров в местных учреждениях и много другой пользы…

В каком-то смысле карьеру Ли Якокка повторил другой человек современности, не боящийся никаких трудностей, угроз, сплетен, вызовов времени – швед Бу Инге Андерсон.

Он также работал на GM, Volvo, в России полностью перестроил и поднял с колен заводы ГАЗ и ВАЗ, также дав развитие за счёт комплектующих заводу Урал.

Полностью сменил оборудование, технологии заводов, выгнал бездельников, сменил бракоделов на качественных поставщиков, поощрил тех, кто хочет – любит работать и даёт результат, переобучил и оптимизировал персонал. Внедрил новые модели. Газон, Газель и Урал Next – его детища, а также Лада Веста и XRay, включая обновление узлов имеющихся в производстве автомобилей, включая поднятие качества их производства + появление новых модификаций и комплектаций под потребности покупателей.

По-настоящему недооценный менеджер современности. Сейчас у себя на родине он учит новое поколение, читая в университете лекции по снабжению производства, конвейера в целях соблюдения и повышения качества, производственной культуры + снижения издержек и всего прочего, что влияет на выбор покупателя в пользу продукции Вашего автоконцерна.

А для тех, кто хочет понять как живет и работает автозавод изнутри – рекомендую найти и прослушать аудиокнигу-бестселлер Артура Хейли “Колеса”.

Share.

Оставьте комментарий

Adblock
detector