Тормоза. Дисковые и барабанные. Какие выбрать?

0

Статья о разнице между дисковыми и барабанными тормозами.

Первыми тормозами были, мягко говоря, животные, которые тянули за собой или толкали перед собой повозки. Собственно, седоки или возничие управляли ими командами или с помощью сбруи.

Услышав команду, животное останавливалось. Этого вполне хватало пока не увеличилась грузоподъёмность повозок …

Если Вы проживаете в Узбекистане и Вам нужно решить самые разные жизненные вопросы по покупке, продаже или аренде недвижимости, автомобиля, бизнеса, предметов быта и т.п. или просто узнать что по чём сегодня на рынке товаров и услуг в стране, или найти-разместить бесплатные объявления, то обратите внимание на сервис актуальной информации (электронную доску объявлений): https://bisyor.uz.

Скажем, серьёзные по размеру повозки в основном использовали коммивояжёры (как их называют во Франции или по Европе) или по-простому купцы, которым нужно за один раз перевезти как можно больше товаров, и соответственно, от их продажи в разных городах получить как можно больше прибыли, соответственно, они свои повозки грузили под завязку, а дорога в пути была самая разная: холмы, горы, крутые повороты, переправы и прочие места, где нужно использовать торможение.

На стоянках вопрос решался просто – клали что-то вроде камня под колёса, на кратковременных остановках тоже. Но постепенно это стало неудобно (где-то искать камень нужного размера и веса или возить с собой) и постепенно придумали различные виды простых тормозов.

Скажем, в фильмах про переселенцев на земли Запада в США видно повозки с ручным тормозом. Вполне себе удобно. Механизм стоит на повозке, приводится в действие движением руки и набором механических тяг, в результате колодки в виде полумесяца неподвижно фиксируют неподвижно колёса одной или обеих осей, их также можно использовать для постепенного торможения, если вдруг лошадь (или лошади) понесли повозку, скажем, от испуга.

Также были ленточные тормоза, они через аналогичные рычаги и механические тяги фиксировали неподвижно уже не само колесо, а его ось. Они меньше изнашивались, поскольку в колёсах всё время что-то собирается с дороги (пыль, грязь, глина и прочее), соответственно, при торможении колодки сильнее изнашиваются не о поверхность колеса, а из-за соприкосновения с тем, что скопилось на колесе, т.о. дополнительный абразив стирает колодки быстрее. Соответственно, их придётся чаще менять.

Ленточные в этом смысле тормоза по оси колеса изнашиваются медленнее, но у них меньше площадь соприкосновения с осью, значит хуже торможение и т.о. их чаще использовали на медленных повозках с грузами, а колодочные повсеместно и, в частности, при перевозке людей для большей безопасности. Хотя для ленточных тормозов устанавливали дополнительное миниколесо на самой оси, чтобы увеличить площадь торможения. Но широкого распространения в целом они не получили, опять же это ограничивало использованние пространства под повозкой, где можно было расположить дополнительные ящики для грузов, или использовать данное пространство просто для увеличения клиренса (расстояния до земли) для увеличения проходимости на плохих дорогах).

В настоящее время ленточные тормоза в основном используются на гусеничных тракторах, только их площадь соприкосновения, в частности, шире. Там максимальная скорость в районе 12 км/ч и они как таковые тормозят остановку валов привода гусениц. Яркий пример, советский трактор ДТ-75 всех поколений и модификаций выпуска. Преимущество такого применения: дешёво-сердито и просто-быстро в ремонте. Они находятся в закрытом пространстве заднего моста под кабиной и не подвержены воздействию грязи-пыли, как абразива.

Шло время, появились паровозы, там как на повозках применяли такие же колодочные тормоза в виде полумесяцев для полной остановки или торможения движения поезда.

Постепенно эта конструкция перешла и на первые паровые автомобили в 19 веке.

Как говорится, есть скачки на лошадях, а почему бы тоже самое не устроить на паровых автомобилях, сказано-сделано, так и поступили…

В целом люди соревнуются буквально на всём, что движется, включая езду верхом на плечах людей, черепахах, тракторах, грузовиках, не говоря уже о мотоциклах, велосипедах и легковых машинах …

Так вот когда дело дошло до машин с двигателями внутреннего сгорания, стало ясно что колодочные тормоза (они же барабанные только в закрытом корпусе) не помогают, не достаточно быстро и предсказуемо тормозят), автомобиль кидает в стороны, они плохо вентилируются в закрытом корпусе, соответственно, быстро перегреваются от интенсивных торможений в гонках …

Кто-то взял и придумал дисковые тормоза, сначала с двумя цилиндрам (по одному с каждой стороны колеса), как у ВАЗ 2101-2107 спереди, а потом с плавающей скобой (суппортом), что позволило добиться сихронного торможения по поверхности тормозного диска от одного цилиндра …

Какие преимущества у барабанных тормозов:

  • они в закрытом корпусе и меньше подвержены попаданию грязи на поверхность (площадь) торможения, соответственно, их срок службы гораздо дольше (у легковых машин доходит до 100 000 км особенно при использовании “торможения двигателем”);

Торможение двигателем: плавный сброс газа при движении заблаговременно (убирание ноги с педали подачи топлива) при включенной передаче коробки перемены передач (КПП).

Т.о. автомобиль начинает медленно останавливаться из-за прекращения подачи тяги от двигателя через сцепление и трансмиссию на приводные колёса, в то же время замедленное вращение валов приводит к торможеню движения колёс автомобиля.

Но полностью автомобиль не остановится, он в итоге станет двигаться с минимальной скоростью на текущей передаче. Об этом нельзя забывать!

Такая процедура полезна при движении сверху-вниз (с холма, с моста) – экономится топливо, не тратится ресурс основных тормозов и они не перегреваются, двигатель раскрутится до определёных оборотов, но не выше, автомобиль при движении с холма не выйдет из под Вашего контроля.

Также так полезно двигаться в пробках: плавно поддал газу, плавно убрал ногу и так далее … Заодно не получите удар сзади из-за резких торможений.

  • у них простая отработанная временем конструкция. Как правило, неисправностей всего две: потёк тормозной цилиндр от износа и срока службы, износились колодки;
  • их ставят для удешевления конечной стоимости автомобиля как и стоимости его эксплуатации.

Преимущества дисковых тормозов:

  • они что называется на виду, всегда видно их состояние износа и тормозного диска;
  • зимой или при температурах ниже нуля, если Вы поставили автомобиль на ручной тормоз и на них скопилась влага (снег, лёд) и тормоза примёрзли, то их легко стронуть с места и растормозить колесо (чтобы оно двигалось) полив на них тёплой или горячей водой из чайника. Они сами отойдут от прямого воздействия температуры;
  • их относительно легко поменять;
  • они гораздо лучше и более предсказуемо остановят Ваш автомобиль, тормозной путь будет меньше по сравнению с барабанными тормозами, что в ряде случаев спасёт кому-то здоровье и жизнь, особенно пешеходам.

Недостатки дисковых тормозов вытекают из преимуществ барабаных:

  • их нужно чаще менять, а значит расходы на их содержание несколько выше. Обычно на второй или третьей замене колодок также меняют тормозной диск (на некоторых машинах, типа Ситроен С5 стоимость этой процедуры может выходить в несколько десятков тысяч рублей). Как говорится более высокая плата за комфорт;
  • они плохо подходят для движения по грунтовым дорогам, поскольку быстро забиваются грязью и их эффективность использования снижается;
  • они немного дороже стоят.

Казалось бы, и где компромисс? А он очень прост:

  • для движения преимущественно по асфальтным дорогам используют дисковые тормоза;
  • по сельским – барабанные (яркий пример УАЗ “Буханка”, которые часто используют в сельской Скорой помощи и прочих службах (полиции, газовой службе, лесных хозяйствах и т.п.);
  • для смешанного движения: спереди ставят дисковые тормоза, а сзади барабанные, поскольку поднятая с дороги пыль от передних колёс неизбежно попадает в заднюю ось и работает там как абразив. Яркий пример – Рено Дастер (в перевод Дастер – означает пыльник). Автомобиль изначально предназначен для смешанного движения по разбитым дорогам, ни в одной комплектации у них нет сзади дисковых тормозов. Это оправданное компромиссное решение.

На опытных образцах FIAT 124 – бущих ВАЗ 2101 по кругу изначально стояли дисковые тормоза. В результате испытаний задние тормоза стирались буквально к 10 000 км пробега, что сильно влияло на безопасность и заставляло возить с собой запасной комплект колодок + весь необходимый инструмент.

В итоге пришли к простому и логичному выводу – сзади поставили барабанные тормоза. В те годы, начало 70-х, подавляющая часть дорог в стране были грунтовыми, кроме городов и федеральных дорог между крупными городами, а скорости движения редко превышали 70 км/ч.

Сейчас, формально считается плохим тоном иметь на легковом автомобиле барабанные тормоза. Разница в цене между обоими видами стала невысока, а преимущества дисковых – очевиднее + подросшее качество дорог вокруг. Да, электронные системы выработают нужные усилия на каждом из колёс, а датчики подскажут, где износились колодки, но тормозной путь у дисковых – меньше + лёгкость их растормаживания без разбора механизмов (см. выше) в случае примерзания.

Грузовики не отстали и даже на карьерные самосвалы, работающие на стройках, стали ставить дисковые тормоза, поскольку вес груза стал больше + их скорость движения по трассе в т.ч. в городе и точность реакции систем управления стали на уровне легковых автомобилей, а значит пришлось пересмотреть и системы торможения в сторону более эффективных дисковых.

Но самые эффективные тормоза стоят на электромобилях. Об этом ещё написано в рассказе писателя-сатирика Зощенко 1920-х гг, что при движении трамвая вниз по улице, у него можно поставить генератор и накопитель энергии, которые можно включать на спусках.

Таким образом электромобили ещё копят энергию при торможениях, совершая тройную полезную работу: тормозят двигателем, берегут ресурс колодок и копят энергию в свои батареи, тот же эффект есть и у гибридных автомобилей и в некоторых современных дорогих автомобилях с двигателем внутреннего сгорания.

Друзья, всем удачи на дорогах!

Share.

Оставьте комментарий

Adblock
detector