На днях удалось побывать в довольно интересном месте. Это был музей завода ЗИЛ в Москве. История ЗИЛ очень интересна, многогранна и это весьма печальная потеря для экономики страны.

Вход для всех абсолютно бесплатный. Находится он слева от центрального входа в парк Сокольники на 1 этаже здания. Экспозиция занимает относительно небольшую площадь. Там представлена история и модели московского автомобильного завода ЗИЛ.
Напомним, на нашем сайте есть подробная статья: ЗИЛ. История завода и его исчезновения. См через строку «Поиск» на сайте.

На заводе в специальном отдельном цехе производились легковые авто для первых лиц государства (ЗИЛ легковой). На них ездили все главы СССР, а также прочих соцстран. Сейчас эстафету ZIL приняли разработки НАМИ — автомобили AURUS. Это легковые авто на коротком и длинном шасси, кабриолеты, микроавтобусы. А в скором будущем появятся кроссовер и джип.
Если Вы хотите себе подобное авто — скажем, посмотреть или купить Cadillac в Москве, то переходите по данной ссылке.

Пролог
Завод был своего рода флагманом в сфере грузовиков. Построен был еще по приказу последнего императора России Николая Второго. Как один из множества подобных, но в Москве. В 1916 году в разгар Первой Мировой войны.
Италия на тот момент поменяла сторону конфликта и перешла из Тройственного союза с Германией, Австро-Венгрией и Турцией на сторону Антанты. По сути на сторону будущих победителей: Франция, Англия, США, Россия и прочие страны.

Как известно, в Италии исторически хорошие инженеры. Есть такая поговорка: Фиат — это Италия, Италия — это Фиат. А именно крупнейший мировой концерн Италии, который производит не только автомобили, но и корабли, ж/д локомотивы. Множество другой сложной продукции для развития экономики страны.

ЗИЛ первого поколения
Так вот именно грузовик Fiat 15 bis решено было делать на московском автозаводе АМО, будущем ЗИЛ — завод имени Лихачева. Его копия есть в музей ЗИЛ в Москве. В паузах между АМО и ЗИЛ, завод еще назывался ЗИС — завод имени Сталина. Этот грузовик оказался лучшим в своем классе в Европе того времени. На фоне других был гораздо дешевле, проще и надежнее в производстве и эксплуатации.

Завод стал своего рода рассадником новинок в мире автопрома в стране. Там производились холодильники ЗИЛ, светильники, автобусы (сейчас это ЛИАЗ), легковые авто для первых лиц государства, грузовые внедорожники, прочие потребительские и специальные товары. И конечно же, грузовики (основная продукция). В конце 20-х — начале 30-х копию грузовика от Фиат на 1,5 тонны груза — сменила копия американского грузовика на 3 тонны груза (ЗИС 5 «Захар»).

Вторая модель
Была в несколько раз дешевле за счет внедрения конвейера и менее затратных в производстве базовых узлов. Рама, двигатель, КПП, мост, кабина и т п, вокруг чего строится грузовик. Потому трехтонка ЗИС-5 был произведен в гораздо большем количестве. Его копия также стоит в музей ЗИЛ в Москве.

Дальше еще интереснее. На его базе после войны сменят пока только кабину и получат ЗИС 150. Затем с учетом полной переработки ЗИЛ 164. Из которого, глядя на Студебекера, создадут сначала неудачный ЗИС 151, а потом легендарный ЗИЛ 157. Их копий нет в музей ЗИЛ в Москве.

Дети ЗИЛа
В эти же времена родятся дети ЗИЛа: полная копия завода в Китае. Который до сих пор работает и стал всемирно известной маркой и корпорацией FAW. Производят как грузовые, так и легковые авто всех видов, включая кроссоверы.

В ходе войны 1941-1945 и эвакуации из Москвы возникнут будущие заводы УАЗ и УРАЛ. Да, именно там, поначалу будут станки и специалисты с ЗИЛа. Первыми их авто будут ЗИС 5, а потом уже свои разработки. На УАЗ затем ГАЗ 69 «Козлик» и его модификации. А потом знаменитые «Буханки» (УАЗ вагонной компоновки) и потомки УАЗ 469 (сейчас УАЗ Хантер).

Подарки сыновьям ЗИЛа
Те же первые УРАЛы оснащались бензиновыми двигателями от ЗИЛа (от ЗИЛ 130, но не на 150, а на форсированным на 180 л с). А потом от его младшего и последнего сына — Камаза (он же ЗИЛ 170, см википедию). И его знаменитый мотор ЯАЗ 740 или КАМАЗ 740, впервые созданный на средства и по заказу ЗИЛ для авто ЗИЛ 170 (будущий базовый КАМАЗ 5320 и все его модификации), плюс для длиннобазного трехосного ЗИЛ 133ГЯ.

В начале 60-х завод получит хороший приток средств на новые разработки и родит свое самое массовое семейство ЗИЛ 130. Затем кучу его модификаций, включая полноприводные трехосные ЗИЛ 131 и длиннобазные трехосные ЗИЛ 133.

Планы развития при СССР
В начале 80-х еще при СССР завод хотели закрыть и снести. Мол не дело грузовики производить почти в центре столицы и поскольку основное производство дизельных трехосных ЗИЛ 170 уже перенесли к младшему сыну. А именно на завод в Набережные Челны — завод КАМАЗ (Камский автомобильный завод). Но вмешались обстоятельства, началась Афганская война (12.1979 — 02.1989). Бензиновые авто там сильно горели, особенно после подрыва на минах. Поэтому их массово там заменили дизельными КАМАЗами, а на УРАЛы и в БТР-80 также спешно поставили очень удачные моторы КАМАЗ 740. К сожалению, об этом ни слова в музей ЗИЛ в Москве.

Новый поворот
Пришлось завод ЗИЛ временно оставить. Поскольку народному хозяйству в условиях плановой экономики и жесткого распределения ресурсов требовались хоть какие, даже уже устаревшие бензиновые среднетонажники. Но КБ ЗИЛ всегда умело удивлять. Они сначала предлагали у себя поставить на производство полностью созданные и уже освоенные двухосные ЗИЛ 170. С тем же мотором ЯАЗ 740. Сейчас это семейство двухосных КАМАЗов.

Но в министерстве им отказали. Тогда они в короткие сроки создали свое последнее массовое детище ЗИЛ 169 — он же ЗИЛ 4331. С новым дизельным мотором ЗИЛ 645, удачной конструкции с большими перспективами. Его экземпляр есть в музей ЗИЛ в Москве. В безнаддувном варианте он выдавал 180 л с. А с турбиной на 30 л с больше. С охлаждением впускного воздуха еще на 30 л с больше. А в случае перебора впускного и выпускного тракта + внедрения системы типа common reil и того больше — до 300 — 400 л с. При этом двигатель (для той же армии и глухих мест, каких в России полно) был в варианте многотопливного (солярка любой степени очистки, любой бензин, любой газ: метан — пропан — водород)! Повторимся, его копия есть в музей ЗИЛ в Москве.

Иные планы
Но у правительства Москвы, последнего собственника всего пакета акций завода были свои планы на его землю. Уж больно ценной она оказалась практически в центре Москвы на берегу Москвы реки. Рядом через дорогу работал завод Москвич (сейчас это завод Рено).

В итоге всеми правдами и неправдами завод обанкротили и закрыли. Сейчас на этом месте элитный жилой район. Только здесь на этом заводе работало свыше 27 тысяч человек! Уникальные кадры всех специальностей, новейшие станки, технологии. КБ Грачева по производству автомобилей повышенной проходимости с филиалом в Брянске (сейчас это автомобили БАЗ). Следом пали еще 16 крупных заводов-филиалов: самосвалов ЗИЛ ММЗ в Мытищах, серийный завод ЗИЛ 157 и ЗИЛ 131 в НовоУральске рядом с Челябинском и заводом УРАЛ. А также агрегатные по КПП, мостам, рулевым и прочим узлам в Смоленске, Рязани, Рославле. Сборочный завод ZIL в Саратове и другие.

Еще один зарубежный филиал
Завод КАЗ (Кутаиси, Грузия), куда поставлялись узлы ЗИЛ для производства там грузовиков. Пожалуй, никогда так не старались все специалисты коллектива ЗИЛ как в 90-е и 2000-е годы. Чтобы выжить и развиться они создали просто кучу востребованных рынков новых машин, о которых мало кто знает.

Причем были варианты с американскими и китайскими узлами, от чешской Татры, собственного производства, с моторами из Минска и так далее. Что прочие заводы освоят гораздо позже. Но владелец завода и его управляющие проводя формальные презентации буквально на корню рубили все попытки коллектива сделать реально что-то для серийного производства. Создавались условия для полного банкротства производства и развала коллектива. Об этом тоже ни слова в музей ЗИЛ в Москве.
Правильные антикризисные примеры и реальные действия
К слову сказать, автомобили БМВ производятся в центре самого дорогого города Германии по стоимости жизни для человека — в Мюнхене. Жилье там купить не реально, все снимают, всё дорого. Никому в голову не приходит снести завод или перенести в другое место. Завод грузовиков МАЗ, как и тракторов «Беларусь», находятся в столице Беларуси — в Минске. Никто их не банкротит, не переносит и не сносит.
Та же чешская фирма Шкода в отсутствие средств у государства в те же 1990-е гг взяла кредиты, привлекла технологии Фольцвагена, стала его филиалом. Создали сырую Шкода Октавия первого поколения в 1996 году. Ни чуть не лучше Москвича 2141. Аналогичную ему по конструкции. Были слабые моторы, много дефектов, поломок, жесткость кузова была несовершенной. В итоге в 2001 году сделали рестайлинг, опять вложив кучу средств и пошли вверх. Авто завоевало миллионы сердец и кошельков водителей, окупило все вложения, дало сверхприбыль. А Октавия второго поколения стала шедевром в своем классе, получив кузов универсал, спорт-версию, дизели, полный привод, подвеску для плохих дорог, зимний и электропакет и так далее кучу опций, включая чипование моторов до 320 л с (stage — 1, 2, 3)!
В итоге завод Москвич в это же время не получил средства для развития от своего владельца — мэрии Москвы . Сам взял кредиты в валюте, обновил иностранное оборудование для производства авто, узлы и саму модель 2141. Но пришел кризис 1998 года, долги по кредитам стали неподъемными для возврата в новых реалиях повышения курса доллара в 3 раза! Владелец завода открестился от коллектива, повесив на него все долги и довел до банкротства.
Современный пример
Тот же Алон Маск, самый богатый человек Земли, владелец самого дорого автоконцерна, в самый тяжелый момент развития его фирмы Тесла в 2020 году не избавился от нее. Вник во все проблемы и нерентабельность производства электромобилей в мире в целом и в его фирме, в частности. Без притока госсредств, из прочих своих личных источников дохода выплатил все накопившиеся долги фирмы Тесла. Обновил персонал управления. Влил средства в развитие новых моделей. В итоге фирма Тесла осталась на плаву, даже в условиях тотальной нехватки компонентов для автосборки в мире в 2021-22 гг. Открыл заводы в США, Китае, заканчивают строительство завода в Берлине в 2023 г. И будут, не смотря на все проблемы, и дальше продолжать свой рост деятельности.
С тем же заводом ЗИЛ вышло примерно аналогично, прибыль которого владелец пускал куда угодно, но не в развитие самого завода. То есть кто хотел — старался, боролся и вырос. А кто не хотел — выдумывал причины, открещиваясь от реальных действий.

Печальный финал
При том, что рядом были и всегда помогали институт инженерных кадров МАДИ, институт технологий НАМИ, центральный автополигон страны в Дмитрове. А также несколько техникумов подготовки рабочих специальностей и МинАвтопром в Москве. Но эпоха рыночных отношений и понятия: хозяин — барин, мой завод, потому что хочу, то и ворочу. В итоге поставили крест на всех попытках гениальных конструкторов, инженеров и рабочих завода развиваться и творить дальше.

Много глупостей звучало про модели завода, что мол среднетонажники не востребованы. А что в итоге? В итоге все оставшиеся заводы стали массово их сразу же производить, заняв нишу ЗИЛа. Это Камазы на 2 оси, Газон Next повышенной грузоподъемности и МАЗ Зубренок, плюс новые посление модели на 2 оси на колесах малого диаметра. А также куча иностранных аналогов ZIL из Европы и Азии.

Фейки и предрассудки
А все почему? Да потому что в городах на 3-х осных больших авто не развернуться на узких улицах. На дачу груз не привезти на тяжелом авто и развернуться там негде. Подушки сельских дорог не выдерживают тяжелые большегрузы и быстро приходят в негодность под их весом. Газель это хорошо, но в даль на ней много не увезти, КАМАЗ на 3 оси перебор, а ЗИЛ в самый раз. И так далее.

Последние шаги
Плюс последняя афера мэрии Москвы с выводом последних операционных средств и прибылей в Прибалтику. Для строительства там дочки ЗИЛа по производству обновленных ЗИЛ Бычок 5301. Хотя все понимали, что реально нужно было всего лишь на эти же средства вынести производство ЗИЛ на один из его филиалов: Смоленск или Рязань или Рославль или Саратов или Мытищи или на серийный завод в Новоуральск.

На последнем в том числе было полностью отлажено очень качественное производство удачных дизельных моторов ЗИЛ 645 с новой КПП на 9 ступеней. Производство двигателей даже взяли и закрыли по приказу из Москвы. На всякий случай. Хотя их качество было даже выше, чем на родном их заводе под Ярославлем. Водители предпочитали ЗИЛы именно с дизельным мотором ЗИЛ 645 из Новоуральска. Об этом тоже ни слова в музей ЗИЛ в Москве.

В общем, мэрия Москвы окончательно задушила огромное объединение ЗИЛ из центрального завода и КБ, плюс 16 заводов в регионах. В итоге работу потеряли десятки тысяч человек c ZIL, а государство налоги. Производство остановили ровно через 100 лет после его начала — осенью 2016 года.

Эпилог
А его машины с тройным ресурсом — ЗИЛ 130 до сих пор колесят по всем странам СНГ. Я родился и вырос в сельской местности. Каждый водитель мечтал получить именно ЗИЛ 130 или его обновление с новой кабиной ЗИЛ 4331. Гениальная разработка при своей малой цене, простоте устройства, высокой надежности и большом ресурсе. Никакой схожий по конструкции ГАЗон, иномарки типа IFA или упрощенный и трясучий КАМАЗ не шли в сравнение с удобством работы на ЗИЛе. ЗИЛ давал зарабатывать и не досаждал поломками, допускал перегруз. Водитель ЗИЛа никогда не простаивал в ремонте. Быстро чинился и снова в рейс. В музей ЗИЛ в Москве есть только пара фото ЗИЛ 130, но ничего про его богатую историю, как будто не было их самого массового грузовика серией более 3,3 млн экземпляров!

К примеру, наш сосед на улице, ранее работая водителем в автоколонне, даже выкупил свой рабочий ЗИЛ 130. На столько к нему прикипел душой.
В детстве с отцом много раз ездил на ЗИЛ 130 в командировки по его работе. Мы с отцом и братом втроем ездили в кабине ЗИЛа. С комфортом по сравнению с тесным ГАЗ 53. И не так трясло, как в КАМАЗе. За все время ЗИЛы 130, из гаража на работе отца, ни разу не встали колом на трассе. Гидроусилитель руля, широкая кабина, панорамный вид, воздушные тормоза. Теплая печка, синхронизаторы на всех передачах, плавный ход. Очень надежные рабочие лошадки!

Новая жизнь
В наше непростое время и того интереснее — ЗИЛы с хранения берут как пирожки. Даже снова стали открываться магазины с запчастями ZIL. Поскольку ЗИЛ с хранения в разы дешевле любого нового подобного авто. Без проблем под капот ставится либо ГБО для экономии топлива, два инжектора от ВАЗ 2110 со всеми датчиками, либо один из дизелей типа Д245 или СМД или иностранные (Mersedes, Hino и т п). И авто получает новую жизнь!

Для сравнения: новый ЗИЛ без пробега с хранения стоит меньше одного миллиона рублей + доработки, и того не более 1,5-2 млн руб за новое авто. А Газон Next новый — в районе 5 млн рублей. КАМАЗ или МАЗ на 2 оси и того дороже. Простота и надежность конструкций завода ЗИЛ в итоге победила и доказала свою правоту даже спустя столько лет.

Помимо этого завод ZIL производил всепроходимые шасси КБ Грачева для армии, МЧС, поиска и спасения космонавтов и прочих структур, которые трудятся вне дорог. Его детища есть в музей ЗИЛ в Москве.
Честь и слава настоящим героям
Вечная память коллективу ЗИЛ! Одно хорошо, хоть КАМАЗ в силу непонятной гордости, не признает своих корней, но мэрия Москвы не зачеркнула полностью память ЗИЛа и открыла бесплатный для посещения музей.

Всем удачи по жизни и на дорогах!