КАЗ 4540. Уникальный автомобиль, не успевший раскрыть свои возможности

0

Мало кто слышал про КАЗ 4540. Он уникален хотя бы тем, что его создавали в НАМИ. Специально для сельского хозяйства с учетом минимальных расходов в эксплуатации.

Предыстория вопроса КАЗ 4540

Долгие годы в СССР в силу обширности задач экономики страны делали универсальные автомобили. На каждом автозаводе один базовый вариант автомобиля для всех отраслей. А уже из него делали модификации.

Собственно, некогда было делать массовые узкоспециализированные автомобили. Приоритет был разве что у армии. Поскольку после Второй Мировой войны вопросы безопасности государства от каких-либо нападений с фатальными последствиями для населения и экономики стояли остро.

Также к исключениям можно отнести автомобили для перевозки из карьеров. К местам переработки добытых полезных ископаемых. Например, карьерные самосвалы Белаз.

И тем не менее большую часть автомобилей всё равно делали на базе узлов. И агрегатов гражданских автомобилей ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, КРАЗ, МАЗ. Про УРАЛ скорее наоборот — из военного грузовика сделают гражданские модификации.

При использовании подобной техники важно иметь
каталог запчастей для спецтехники, чтобы всегда быть уверенным в быстром её обслуживании.

Зачем на селе специальный автомобиль?

И когда произошло насыщение всех отраслей экономики автотранспортом для всех основных задач. То в 70-х годах наконец-то вспомнили о проблемах села. В части о проходимости при работе в полях в любую погоду. Здесь очень важным фактором является скорость выполнения полевых работ.

Для тракторов — это пахота, боронование, посевные работы. Комбайнам — скорость уборки. Для автомобилей — скорость доставки грузов в поле и с поля. Учитывая мало предсказуемое изменение погоды. Она может как не дать вовремя засеять поля. Так и собрать урожай.

Продолжительние дожди способны полностью размыть дороги и сделать поля недоступными для работ. Ранние заморозки могут погубить уже созревший урожай. Кроме того, обширные объемы площадей. Множества самих полей и ограниченность в количестве людей и в технике. Требуют каждое из них убирать как можно быстрее. Чтобы успеть собрать весь урожай и не оставить его в поле на волю погоде.

Поэтому скорость доставки в поле и с поля. Быстрота смены автомобилей под уборочной техникой — это очень важное условие уборки полей. Отсюда время движения автомобилей должно быть минимальным. Для этого нужна проходимость в любую погоду и выдержка средней транспортной скорости. Опять же, чтобы не простаивали техника и люди в узких местах. На погрузке, на разгрузке, в увязшей грязи дорог.

Большие просторы России и климат просто физически не позволяют везде проложить дороги. Поэтому зачастую используют простые способы поддержания проселочных дорог.

Ровняют их бульдозерами, засыпают образующиеся ямы и трамбуют колесами техники. Это позволяет даже в дождливую погоду иметь хорошое сцепление колёс с укатанной проселочной дорогой.

Что было в производстве до этого

В частности, используемые ранее в СССР на селе ГАЗоны (ГАЗ 52, 53). ЗИЛы 130, очень редко КАМАЗы. Последние скорее для перевозки по асфальтным дорогам урожая в город. А также для поставок оборудования, запчастей, удобрений, стройматериалов и прочего в сельскую местность.

Например, даже КАМАЗ сельхозник с разгрузкой на 3 стороны был редкостью и стоил дорого. Т.е. все вышеперечисленные машины были без переднего привода. И, как правило, на шоссейной резине. Без особенностей конструкции. И без специальных приспособлений. Для работы на бездорожье и в полях.

МАЗы и КРАЗы были недосягаемой роскошью. На них, как правило, ставили краны для разгрузки-погрузки чего-либо с ж/д платформ. Использовали их при строительстве инфраструктуры.

В СССР очень активно использовался ж/д транспорт. Для снабжения самых отдаленных уголков и райцентров. Что сильно разгружало дороги от грузовых перевозок.

По ж/д перевозили чуть ли не 80 % грузов снабжения. Для сельской местности и обратно урожай. Тот же автотранспорт в основном использовался очень разумно. Как правило только на местных районных дорогах — для перевозки с поля на первичную переработку. На сортировку зерна, на молочный завод, консервный, мясокомбинат, на элеватор. На чермет — в металлолом и т.д.

А уже с этих заводов, практически везде были подъездные ж/д пути от районных сортировочных станций. Грузили в вагоны. Рефрежераторы, зерновозы, открытые платформы, с высокими бортами и крытые вагоны. Точно также снабжали сельскую местность, подвозя топливо на нефтебазы. Уголь для котельных на разгрузку в одно место в районе.

И после развозили по хозяйствам. В т.ч. оборудование для предприятий, совхозов и колхозов. Это была очень продуманная и отточенная в работе транспортная система страны. С минимальным использование дорог и грузового автотранспорта.

Поскольку один локомотив с одним двигателем тянет до 50 вагонов. В каждом из которых м.б. груза до 40 тонн. И сколько нужно отдельных машин, их содержания и коптящих двигателей, плюс водителей для перевозки аналогичного груза … В разы больше.

А что УРАЛы?

Те же УРАЛы в основном были бензиновыми. Дизельные появятся только в 80-е гг. Бензиновые были очень прожорливыми по расходу топлива. Соответственно, урожай по цене затрат на топливо становился «золотым».

Не смотря на то, что все вышеперечисленные автомобили имели полноприводные модификации. И они очень редко попадали в с/х. Ключевую роль для сельских производителей продуктов питания всегла имела цена: на сам автомобиль и затраты при его эксплуатации.

Поскольку этот ключевой показатель. Даже в СССР с его низкими госценами и расценками на всё, имел очень важную роль. Для того, чтобы иметь низкую стоимость первичной продукции, поставляемый на предприятия переработки сырья. Молока, корнеплодов свеклы, зерна, фруктов и овощей. И, соответственно, на продукты питания для конечного потребления. Молочные продукты всех видов, сахар, хлеб и крупы, соки, овощи для приготовления блюд.

Критерии создания специального автомобиля

В частности, от этого зависела стоимость питания конечных потребителей в столовых. В детсадах, школах, лагерях летнего отдыха, санаториях, домах отдыха, турбазах. А также малообеспеченных слоёв граждан (пенсионеров, инвалидов, студентов) и так далее.

Именно поэтому каждый директор совхоза или колхоза в СССР. И даже сейчас главы сельхозпроизводств. Всячески стараются удержать расходы на приемлемом минимальном уровне. Иначе им быстро по цене составят конкуренцию производители из соседних стран.

В противном случае после череды банкроств очень сложно возобновить производство повторно. А это в первую очередь сильно ударит по жителям данной местности.

С точки зрения экономики: один сельский житель даёт работу как минимум пятерым. Это очень важный показатель в экономике страны!

  • Госслужба: банк, почта, администрация, пенсионный фонд, пожарные, полиция, медицина, налоговая. Военкомат, газовое хозяйство, школы, детсады, интернаты, ПТУ, техникумы или колледжи, филиалы Вузов и тому подобные.
  • Строителям дорог, зданий и сооружений, коммуникаций. Трудопроводы, водные каналы, линии связи подземные и наземные и и тому подобные.
  • Производителям техники (автомобили, тракторы, станки, котлы, обрабатывающая техника и тому подобные.
  • Электрикам (ЛЭПы, распределительные местные подстанции, развяка по зданиям).
  • Связисты (телевидение, телефонная, телеграфная, сотовая связь, интернет).
  • Коммерции. Торговля, склады, перевозки, страховые компании, сфера оказания услуг. Фото, парикмахеры, пошив одежды, ремонт и настройка ЭВМ, оргтехники и бытовой техники и тому подобные.

Зачастую, если в районе нет ключевых производителей продукции сельского хозяйства или промышленности. Это сновные плательщики налогов. То прочие вышеперечисленные направления деятельности со временем просто разваливаются.

Почему во всём мире берегут сёла?

Кроме того, высокая рождаемость именно в сельской местности даёт наиболее здоровое и нравственно воспитанное поколение. Избытки рождаемости (на селе довольно ограниченное количество рабочих мест) пополняют рабочие места в городах.

В армии, на стройках севера, на междугороднем транспорте, на вахтах. На местах добычи, перевозки на реках, в морях и океанах и так далее.

Поэтому очень важно сохранять сельхозпроизводство. В тех же США доплачивают фермерам из казны государства дотации на определенные виды убыточных видов работ.

Например, на весьма затратное животноводство. Чтобы не потерять столь важных для экономики производителей-трудоголиков продукции питания. И поставщиков рабочей силы для других отраслей.

Предыстория создания КАЗ 4540

Понимая все эти сложности Центральный институт автомобилестроения СССР — НАМИ (г.Москва), который существует и работает до сих пор. В отличие от тракторного — НАТИ (здания находятся рядом с НАМИ, сейчас под сносом, института как такового уже нет).

В тесной взаимосвязи с учеными, агрономами, экономистами, директорами автотранспортных предприятий, водителями и механиками. Производителями узлов и агрегатов на заводах, а также с учетом ограничений давления на плодородный слой почв.

Для его сбережения, он всего-то как правило 25 см толщиной, при этом 1 см плодородного слоя образуется за 100 лет! И дорог разного класса с низкими нагрузками на дорожное полотно. Чтобы как можно меньше их разбивать. Создал уникальный по тем и нашим временам автомобиль НАМИ 4540, впоследствии ставший КАЗ 4540.

К слову сказать, до этого в НАМИ. До последнего винтика создали бензиновые ГАЗ 66 и УРАЛ 375. Позже ставшим дизельным УРАЛ 4320.

Завод-производитель КАЗ 4540

По иронии судьбы, ввиду существования ГОСПЛАНа в СССР единственным свободным заводом. Для производства НАМИ 4540 окажется Кутаисский автомобильный завод (КАЗ). Он по сути являлся филиалом завода ЗИЛ. Все автомобиль КАЗ создавалась в Грузии на базе узлов ЗИЛ. На КАЗ приходили шасси ЗИЛ 130 без кабин. Там им ставили бескапотную кабину и надстройки (кузова, седла для полуприцепов и так далее.

Именно этот фактор — свободный для производства уникальной машины завод КАЗ определит в будущем печальную судьбу автомобиля.

СССР прекратит своё существование, возникнут границы, появятся пошлины, цены вырастут до мировых. И как сказано выше с\х производителям удоражавший в цене автомобиль станет ненужным. Самой Грузии столько КАЗ 4540 не понадобится. А любой завод не имеющий сбыта продукции выше установочной партии попросту становится банкротом. Что в итоге и произойдёт.

Кроме того, часть комплектующих для КАЗ 4540 поставлялась из Европы. Металл из Болгарии, почему оставшиеся КАЗ 4540 слабо ржавеют и до сих пор в хорошем состоянии! Детали для сборки двигателя КАЗ 4540 — из Ярославля. Кузова и прицепы для КАЗ 4540 из города Балашов Саратовской области и так далее.

Современные аналоги КАЗ 4540

Спустя много лет, все попытки создать подобный автомобиль КАЗ 4540 окажутся неудачными. Даже с участием аналогичной команды всех представителей столь узкого вида применения автомобилей.

Аналог будет создан в 2000-е годы на УРАЛе — УРАЛ 432065. Но его постигнет та же участь — изначально высокая цена самого автомобиля.

Даже с учетом применения конвейера и целого ряда известных и отработанных в производстве узлов. От других ранее освоенных и проверенных временем машин. Это сильно способствует унификации, поиску запчастей, ремонтопригодности. В конечном счёте снижает время на обслуживание-ремонт и эксплуатацию в целом.

Сейчас сельский производитель буквально сводит концы с концами. С учетом необходимости взятия кредитов под высокие проценты зимой-весной на ГСМ. На удобрения, запчасти, зарплату, посевной материал, поддержание инфраструктуры. На хранилища, склады, оборудование для первичной переработки урожая и прочее.

Чтобы осенью продать урожай, вернуть кредиты с процентами, заплатить людям за уборку и прочие сельхозработы.

И заложить бюджет на следующий год с учетом поддержания и обновления техники и ещё помощи кучи организациям, помимо выплаты налогов.

Это детсады, школы, больницы, латание проселочных дорог, оборудование прудов для полива полей и разведения рыбы. Очистка русел рек и прочее и прочее.

Поскольку люди сами живут в этой местности и пользуются всей этой инфраструктурой.

И на её поддержание тоже приходится выделять заработанные средства, помимо слабых дотаций от государственных структур.

Уникальные особенности КАЗ 4540

КАЗ 4540
КАЗ 4540 с разгрузкой на 3 стороны не выходя из кабины

Ниже представлены лишь некоторые особенности уникального автомобился КАЗ 4540.

  • Отличное соотношение металлоемкости конструкции к массе перевозимого груза. КАЗ 4540 вёз больше чем сам весил. Плюс за счёт запаса мощности двигателя КАЗ 4540 мог тащить за собой прицеп. С большим по массе грузом чем на себе.
  • Дизельный двигатель КАЗ 4540 был разработан на ЯМЗ. Взяли 6 цилиндров от двигателя КАМАЗ 740 (его тоже разработали на ЯМЗ). Чтобы иметь минимальный расход топлива и постоянную тягу при любой нагрузке. По любой дороге и даже в гору.
  • Широкие односкатные колёса КАЗ 4540 низкого давления. Одинаковые по ширине колеи. Для увеличения проходимости и снижения давления на грунт. Плюс возможность снижения давления в шинах для проходимости по целине, снегу, грязи и прочее.
  • Автоматизация управления всем в КАЗ 4540 с отдельного пульта справа от приборной панели. Под правой рукой не выходя из кабины. За счёт давления и распределения воздуха на все агрегаты. Гидравлика течёт, механические тяги разбалтываются. Электрика дороже во внедрении и трудно в ней искать места отказов. В явном виде их не видно и не слышно. А воздух даже если и пропускает на уплотнениях — то всё равно совершает работу в механизмах. Очень удобное решение! И всегда слышны и видны места отказов в работе оборудования и трудопроводов.

Дальше больше

  • Запуск КАЗ 4540 в любой мороз.
  • Блокировка заднего моста КАЗ 4540 и понижающий ряд передач.
  • Подключаемый передний мост на КАЗ 4540.
  • КАЗ 4540 груз берёт на себя весом в 6 тонн, но можно и больше.
  • Работа с прицепом и управление им не выходя из кабины. Что удобно в непогоду и для экономии времени при разгрузке.
  • Разгрузка с КАЗ 4540 на 3 стороны.
  • КПП КАЗ 4540 механическая на 8 передач и раздатка перенесены под кузов. Для того чтобы всегда иметь равномерную нагрузку на обе оси.
  • Базовый ресурс КАЗ 4540 в 400 000 км и больше в зависимости от качества обслуживания.
  • Кабина КАЗ 4540 вынесена вперёд за переднюю ось. Это способствует не только экономии места под груз. Но и меньше трясёт тех, кто в кабине по разбитым дорогам. Плюс улучшает обзор КАЗ 4540 во все стороны.

Видеообзор

Ниже приведён видеообзор КАЗ 4540 от водителя, который на нём ездил с перечислением ряда особенностей эксплуатации автомобиля.

По СССР, как правило, КАЗ 4540 в 80-е годы. В силу малого количества КАЗ 4540 их производства распределяли по такому принципу. Одна машина КАЗ 4540 с прицепом — на одно хозяйство. А то и один КАЗ 4540 на один район. Поэтому КАЗ 4540 встречались относительно редко. Очень много КАЗ 4540 попало в республики Украина, Беларусь, Казахстан и саму Грузию.

Современная ситуация вопроса

Даже сейчас КАЗ 4540 восстанавливают и используют повторно, настолько уникальны их характеристики. В частности, на КАЗ 4540 ставят спальники для водителя. КПП и раздатку от УРАЛа и они летают по трассе до 100 км/ч. При необходимости, если не получается восстановить штатный мотор КАЗ 4540. На базе запчастей от двигателя КАМАЗ 740. То ставят более раннюю аналогичную разработку. И чуть более тяжелый по массе V-образный мотор ЯМЗ-236. Также на 6 цилиндров, у него и расход чуть больше. Но как правило, всё-таки пытаются восстановить штатный мотор КАЗ 4540. В силу его выгодных характеристик по массе, развесовке по осям. Шумности, расходу топлива, распределению крутящего момента в диапазоне оборотов.

Как говорится, этот класс автомобилей КАЗ 4540 поле-дорога-хранилище или место первичной переработки. Ещё ждёт своего конструктора. Эта ниша до сих пор свободна! А обычные экономичные в эксплуатации машины с поля. Зачастую это уже КАМАЗы или китайские грузовики. Перегруженные, особенно в непогоду, когда всё развезло. Их по-прежнему с поля вытаскивают тракторы. А это допоплнительные затраты на тракториста, топливо и технику. Плюс общее снижение затрат на выполнение работ при непредсказуемой погоде. Когда работы нужно выполнять быстро. В короткие сроки с задействованием каждой смены людей по 12 часов. В круглосуточном режиме. Чтобы их усталость была минимальной при сохранении здоровья. После рабочей смены и при максимальной автоматизации труда.

Итоги

Поэтому в СССР так много уделили внимания КАЗ 4540. Для встраивания в выше описанную систему труда специализированного автомобиля. С удивительными характеристиками по эффективности его применения. Посчитали все до копейки затраты и получаемую прибыль от КАЗ 4540.

К слову сказать, в Европе пошли в сторону увеличения транспортной скорости колесных тракторов. Для выполнения ими транспортных задач: поле-хранилище или переработка. Но для России это не подходит.

В Европе мягкий климат, поля так не заливает осадками. Близко расположены поселения людей и сами поля. Короткие расстояния для перевозок. Сама Европа маленькая в размерах.

А на просторах России, повторюсь, ниша данного автомобилестроения по типу КАЗ 4540. По-прежнему свободна и ждёт своих конструкторов.

Всем удачи на дорогах!

Share.

Оставьте комментарий

Adblock
detector