ГАЗель. История рождения Gazel

0

В статье даётся краткий обзор необычной истории появления автомобилей марки Gazel. Что называется вопреки развития событий.

Если для Вашей деятельности необходимы вилочные погрузчики, то обратите внимание на продукцию компании ВЦРТО. Преимущества данного выбора заключаются в огромном выборе необходимой Вам техники. И полный спектр запчастей. Для быстрого её обслуживания. Для минимизации времени простоев в период выполнения работ.

Возникли Gazel по воле случая. Из-за нежелания уже имеющихся подобных моделей на автозаводах РАФ. Или ЕРАЗ — бывший РАФ 977. И УАЗ выполнять работы в сторону улучшения показателей своих автомобилей.

  • Увеличение грузоподъемости УАЗ и РАФ с 800-1000 кг до 1500 кг и выше.
  • Увеличения надежности узлов. В частности, пол на РАФ был из фанеры и полунесущий кузов быстро изнашивался.
  • Кузов РАФ был несущий и не оставлял шансов на расширение возможностей автомобиля. Особенно в части проходимости по разбитым дорогам. Которых в России хватает, а ездить нужно что говорится каждый день. А также вне дорог.
  • На тех же РАФ не было возможности доработки имеющегося кузова. На сопротивление кручения при отработке ударных нагрузок от дорог.

Предшественники Gazel

Рис. 1а. Грузовой РАФ
Рис. 1б. Грузовой ЕРАЗ (бывший РАФ 977)
Рис. 1в. Грузовой УАЗ

Кроме того, разрабывался аналогичный автомобиль на заводе БАЗ (г.Брянск). Ему при разработке ряда узлов по указанию сверху помогали на ГАЗе.

Рис. 2. Автобиль-фургон БАЗ

Но он был с несущим кузовом. С одной стороны это хорошо. Снижение общей массы автомобиля. Это даёт снижение расхода топлива и дополнительный запас нагрузки для перевоза дополнительного груза.

Но реалии российских дорог и климата всё-таки смотрят в сторону рамы. Несущий кузов устал — и на выброс весь авто. Рама устала или погнулась или сломалась.

Открутил узлы, заменил раму и поехал дальше, сменил любую надстройку или кабину.

С точки зрения ремонтоприголности и грузоперевозок — это идеальное решение.

Несущие кузова больше подходят для шоссейных дорог с асфальтным покрытием без ям.

Ещё конкуренты Gazel

Gazel
Рис. 3. Автомобиль «Бычок» от ЗИЛ

Также попытки были на ЗИЛе при создании грузовичка Бычок или на базе микроавтобуса Юность.

Gazel
Рис. 4. Грузовичок «Юность» от ЗИЛ

Но Бычок был «сырым», имел ряд недоработок. Шумный мотор от трактора МТЗ-80. Двигатель Д-245 со слабым коленвалом для применения на грузовике. При езде на скорости под постоянной нагрузкой, перевес на переднюю ось. Отчего подъедалась резина на пустой машине.

Приходилось искуственно догружать заднюю ось подвесным баком с водой килограмм на 200. Потом сливали. Или мешками с грунтом или песком зимой в заднюю часть кузова за задней осью. Чтобы прижать заднюю ось к дороге для лучшего сцепления с ней. Проблемы с электропроводкой и тому подобные мелочи.

От чего он сошёл с эксплуатации. Как только у потребителей появились дополнительные средства. Конкуренты предложили им свои более дорогие варианты. В целом создавали его в нелучшие 90-е, уже при финансовой агонии завода.

Из-за того же двигателя Д-245, отличного для трактора. Но слабого и шумного для грузовика. Не сложилось и у аналогичной Бычку машине. Это автомобиль Валдай. С кабиной от Газели на усиленной раме, производства ГАЗ.

Gazel
Рис. 5. Автомобиль «Валдай»

Интересные особенности грузовичка Юность

Та же «Юность» была сделана ещё в 70-х гг на базе правительственных лекговых ЗИЛов. Хорошо себя зарекомендовала. Особенно плавностью хода и надежностью узлов. Её даже хотели производить на заводах фирмы Форд в США. Но руководство страны ради престижа отказали Генри Форду младшему. В те годы такой компоновки автомобиля ещё никто в мире не имел.

Машина имела полураму. Это снижало её вес и давало запас по грузоподъемности. Мотор там стоял мягко говоря от ЗИЛ 130, 8 цилиндров, бензин. Точнее сказать создали его сначала на правительственный ЗИЛ. А потом дефорсировали и передали — для грузовиков. Тоже самое было на ГАЗе: сделали 8-ми цилиндровый мотор для Чаек. А потом дефорсировали и отдали для ГАЗонов.

У Юности оказалась «ненародно» высокая цена. Сказалась высокая стоимость создания в спеццехе. Малый размер партий. Индивидуальный подход с ручной сборкой. Отсутсвие свободных мощностей на основном конвейере. Дороговизна внедрения ради достижения рыночной цены на фоне конкурентов. Да и задумались об этом поздно — уже в начале неблагополучных 90-х гг.

Какие главные критерии родили Gazel?

Как не покажется странным, но ради коммерческого успеха и снижения эксплуатационных затрат в базовом варианте. Для большинства потребителей требовался именно атмосферный простой по конструкции массовый мотор. В 4 цилиндра с возможностью установки ГБО.

Который бы поедал топливо любого качества. Работал бы при любой погоде. Заводился на любом морозе и буквально всю свою жизнь жил бы на улице. А дальше в зависимости от финансов. На универсальную машину за доплату можно поставить что угодно дополнительно.

Gazel
Рис. 6 ГАзель с ГБО на пропан-бутане

Запросы потребителей Gazel

В итоге Gazel родилась, как в пословице: на безрыбье рак — рыба. Собственно, рынок и спрос всегда требовали 1,5 — тонные автомобили, как наиболее универсальные для большинства задач.

  • Проезд в узких дворах городов, плотно заставленных машинами.
  • Подвоз всего и вся в кучу магазинов за один заход. Где место под разгрузку буквально на дороге. Легковые автомобили для этого недостаточны по объему кузова.
  • Малый расход топлива, чуть больше чем у легковых.
  • Унификация по деталям с легковыми авто. И лёгкость их покупки в течение нескольких часов. В даном случае Волга, УАЗ, РАФ, грузовой УАЗ.
  • Простота и быстрота ремонта. В Газелях буквально всё чинится за один вечер или одну ночь. Днём отработал, выявил неисправность. Ночью починили. И с утра без простоя снова на работу. Мало кто так может даже в 21 веке! Главное найти хороший сервис и договорённость с ним на проведение ТО и ремонтные работы.
  • Наличие рамы — для кучи надстроек, в том числе сменных.
  • Возможность установки ГБО, чтобы добиться копеечных цен на грузоперевозки.
  • Высокая окупаемость, буквально за год-два. Ну и что что она ржавеет? Через год-два две таких купим и ещё больше заработаем. А эту любому начинающему продадим. Мусор, туалеты возить, урожай с поля. На нужды деревни, частников и тому подобных случаев.
  • Приспособленность не только под нужды коммерции. Где каждый вложенный рубль считают и отбивают с прибыли. Но и под государственные нужды: полиция, армия, медицина, МЧС. Коммунальные и дорожные службы. Перевозка заключенных, работников производств в местные командировки, мелких грузов. И так далее и топу подобное.

Первые тяжелые попытки

В итоге на ГАЗе ещё в 80-е годы внимательно оценили всех конкурентов. А также мировые тенденции создания подобных автомобилей. Задачи по перевозке людей и грузов в этом классе машин. И российские весьма непростые реалии климата, дорог и финансовых возможностей покупателей.

И по собственной инициативе с оглядкой на Форд Транзит. Форд когда-то по заказу правительства СССР создал завод ГАЗ. И неоднократно в разные времена помогал с создаем отдельных узлов и самих автомобилей. Создали то, что мы сейчас называем Gazel. Кстати говоря, они до сих пор конкуренты.

У кого есть дополнительные средства, но нет времени чинить Gazel — берут Форд Транзит. А конкуренция в свою очередь сильно влияет на развитие самой Gazel.

Именно эта машина Gazel в 90-е вытащила завод ГАЗ из надвигавшегося банкротства. Спрос на Gazel был потрясающим. Всем понравилась эксплуатационная общая эффективность атомобиля.

ЗИЛу это не удалось. Завод исчез с кучей предприятий смежников. В Мытищах, Смоленске, Рязани, Тутаево, Новоуральске, Кутаиси и прочих городах.

Gazel
Рис. 7. Грузовой Форд Транзит — прототип для ГАЗели

Надо отдать должное, Gazel — это самый дешёвый и ремонтопригодный автомобиль такого класса. На всей территории СНГ. Не смотря на все мелкие недостатки Gazel. Gazel только приносит прибыль и никогда Вас не оставит в убытках.

Сейчас Gazel даже в Турции собирают. И, кажется, в Марокко. Ни что так не радует большинство водителей небогатых стран как возмоность устранить буквально любую неисправность. В дороге самостоятельно и подручными средствами. Это очень большое достоинство. Ломаются все, даже самые-самые надежные. Только не все дёшево-быстро чинятся. А Gazel может, за что её и любят.

Варианты использования

Как за Gazel ухаживать — другой разговор.

Можно вообще этого не делать. использовать Gazel по приниципу купил-отбил затраты-заработал сам и продал дальше.

В итоге даже остаточные запчасти с Gazel купят для других машин без проблем. Поскольку Gazel миллионы на наших дорогах и они многим нужны. А кто-то ухаживает за Gazel конкретно. И они Gazel в принципе не ломаются и никогда не подводят.

Весь вопрос — какую стратегию Вы выберете.

В 2020 автозавод ГАЗ пересмотрел линейку выпускаемых машин в сторону оставления на конвейере преимущественно новых моделей.

Те же машины модели Next в основном берут более состоятельные частники и фирмы. А прежняя Gazel Бизнес по-прежнему лидер по окупаемости её цены и затрат на содержание.

Поэтому есть спрос и большой — Gazel оставили в гамме производимых машин. К слову сказать, Gazel это грузовичок, для вождения которого нужны всего лишь права категории B. На легковой автомобиль, выполняющий просто тьму задач, стоит меньше 1 млн. рублей. Дешевле множества легковых автомобилей. Весьма серьёзное достоинство Gazel.

Некоторые люди даже берут себе б\у Gazel для бытовых задач. Вывезти мусор, привезти дров, какой-то мелкий груз. В том числе из магазинов и со складов. Животных, людей, немного заработать, помогая соседям. А то и как основной на каждый день. И для прочих задач. Запчасти на Gazel есть в любой деревне. Чинить Gazel и хранить их можно и на улице. А подкрашивать Gazel буквально кисточкой. Плюс ГБО на Gazel и это отличный помощник для Ваших задач за копейки.

Необычные варианты использования

Есть даже видеообзоры, где для Gazel покупают в кузов съемный автодом. И ставят его когда нужно попутешестовать по стране или к морю. А потом снимают и ставят его во дворе. Получая обратно кузов для повседневных задач. Для этого даже не нужно вносить в ПТС Gazel сведения об изменении автомобиля.

Очевидное достоинство Gazel, можно парковаться буквально в центре городов. В отличие от грузовиков, Gazel проезд везде разрешён и не нужен отдельный автомобиль под кемпнг. При этом у Вас под рукой спальные места, кухня. Места под личные вещи (одежда, велосипеды и прочее). При необходимости в Gazel оборудуются душ и туалет. Размеры таких кунгов Gazel бывают самыми разными — по потребностям.

Gazel

Интересные и полезные опции

При необходимости в задний мост Gazel продаётся дополнительное устройство (для блокировки моста). По цене в пределах 15 тысяч рублей для помощи от проскальзывания на любой скользкой дороге.

Ставят сразу с завода. Или можно отдельно самостоятельно. Или в автосалоне Gazel за ту же цену на любую ранее выпущенную Gazel. Срабатывает от электрической блокировки. Плюс кнопка в салон Gazel на панель в штатное место. И Вы получаете улучшение проходимости Gazel. Плюс отсутствие необходимости толкать или откапывать Gazel, даже из снега.

Часто видел, что Gazel даже дворники берут. Чтобы автоматизировать свой ручной труд: песок, инвентарь подвезти, мусор вывезти и тому подобное.

Настолько Gazel универсальный и неприхотливый автомобиль. Что увеличивает объём выполняемых работ и заработок. Настолько Gazel выгодны даже для бедных слоёв населения.

Новые дизельные моторы с высоким ресурсом

Кроме всего прочего, автомобили Gazel есть и с дизелями от ЗМЗ, Cummins.

А с 2020 года хотят попробовать ставить дизельные моторы от Фольцваген Транспортёр! Производство которых сейчас разворачивают в г.Калуга. На заводе моторов Фольцваген для поставки в страны третьего мира. Поскольку их производство в Европе свёрнуто. А по сути запрещено. Из-за новых экологических норм, на новые машины B-класса. Их перестали ставить в пользу создания ещё более экономичных бензиновых моторов. С уровнем расхода и характеристиками на низах на уровне дизелей. Моторы типа TSI. Гидридные и электродвигатели.

Ниже даётся краткий обзор достоинств и особенностей конструкции автомобиля Gazel.

Свершлось: с июня 2021 года запущено серийное производство Gazel с дизелем от Фольцвагена! С тем же самым, что ставится в Шкода Кодиак. Только в Gazel он слегка дефорсирован. Пока с механической КПП. Но обещают, что со временем появится и гидроавтомат. Или надежная КПП робот с двумя «мокрыми» сцеплениями. С которой авто становится гораздо экономичнее и динамичнее. При более низкой цене КПП по сравнению с гидроавтоматом. При этом ресурс у всех троих КПП одинаковый.

Всем удачи на дорогах!

Share.

Оставьте комментарий

Adblock
detector