Статья про особенности конструкции, снятие и установку, ремонт стартер Джили МК.
Стартер автомобиля Geely MK представляет собой четырёхполюсный четырёхщёточный электродвигатель постоянного тока.
С возбуждением от постоянных магнитов, совмещённый с планетарным редуктором и электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.
Технические характеристики стартера приведены в таблице ниже.
Крышки 6 и 14, а также корпус статора 9 стянуты двумя болтами 5.
В корпусе статора закреплены постоянные магниты.
Вращение от ротора 8 электродвигателя передаётся валу 13 привода через планетарный редуктор, состоящий из коронной шестерни 11, водила и трёх сателлитов 10.
На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода 12.
На крышке 14 закреплено тяговое реле 4.
Якорь которого через рычаг 3 перемещает муфту привода.
При повороте ключа в выключателе (замке) зажигания в положение «START» (стартер) напряжение от АКБ подаётся на втягивающую 3 и удерживающую 4 обмотки тягового реле.
Якорь 5 которого перемещает рычаг привода, и шестерня муфты привода стартера входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя.
Одновременно якорь тягового реле замыкает силовые контакты 2 (в этот момент втягивающая обмотка выключается), и на электродвигательстартера подаётся напряжение от АКБ.
Ротор 6 стартера через планетарный редуктор проворачивает коленчатый вал двигателя.
После пуска двигателя, когда частота вращения шестерни превышает частоту вращения вала стартера, муфта свободного хода разблокируется и пробуксовывает.
Тем самым предохраняется стартер от высокой частоты вращения и повреждений.
Режим работы
Режим работы стартера кратковременный (до 10 секунд).
При отрицательной температуре допускается длительность работы до 15 секунд.
Стартер питается от АКБ ёмкостью 45 А*ч и относится к восстанавливаемым, обслуживаемым изделиям.
Для того, чтобы избежать многих неисправностей стартера, соблюдайте ряд простых правил при его эксплуатации.
— Пуская двигатель, включайте стартер неболее чем на 10-15 секунд и повторно — через 20-30 секунд.
Непрерывная длительная работа стартера может привести к перегреву.
Если после трёх попыток двигатель не пускается, то следует проверить и странить неисправности в системе питания двигателя или в системе зажигания.
— после пуска двигателя немедленно выключите стартер.
Так как длительное вращение маховиком шестерни привода может привести к повреждению муфты свободного хода стартера.
— Не передвигайте автомобиль с помощьюстартера, так как это вызывает его зачительную перегрузку и повреждение.
Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
Снятие и установка стартер Джили МК
Стартер установлен в задней части силового агрегата.
Вам потребуется ключ на 13.
1. отсоедините провод от клеммы «минус» АКБ.
2. Отожмите фиксатор колодки управляющего провода.
3. И отсоедините колодку от тягового реле.
4. Снимите защитный колпачек наконечника силового провода, отверните гайку крепления наконечника силового провода.
5. И отсоедините наконечник силового провода от контактного болта тягового реле.
6. Выверните болт нижнего крепления стартера.
7. Выверните болт верхнего крепления стартера со стороны картера сцепления.
8. И снимите стартер.
9. Установите стартер в порядке, обратном снятию.
Ремонт стартера
Перед разборкой стартера убедитесь в его исправности путём следующих простых проверок.
1. Проверьте лёгкость перемещения муфты привода вдоль вала.
2. И лёгкость проворачивания шестерни.
Она должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря (по часовой стрелке).
И не должна проворачиваться в противоположном направлении.
3. Соедините проводами для «прикуривания» клемму «минус» снятой с автомобиля АКБ с копусом стартера.
Второй провод подсоедините одним концом к клемме «плюс» АКБ, а другим — к выводу управляющего провода тягового реле.
Если тяговое реле исправно, то раздастся щелчок и выдвинется муфта привода.
В противном случае тяговое реле подлежит замене.
3. Отсоедините провод от управляющего вывода тягового реле и подсоедините к контактному болту тягового реле с плетёным проводом.
Вал привода стартера должен начать вращаться с частотой более 2000 оборотов в минуту.
В противном случае отремонтируйте стартер.
Вам потребуются ключи: на 8, на 13, торцовая головка на 24, отвёртки с плоским и крестообразным лезвием.
Раздвижные пассатижи, пассатижи, молоток, тестер, штангенциркуль.
Разбираем стартер Джили МК
1. Отверните гайку крепления провода щёточого узла к контактному болту тягового реле.
2. И отсоедините клемму провода щёточого узла от болта тягового реле.
3. Выверните 2 винта крепления тягового реле к передней крышке.
4. И снимите тяговое реле.
5. Проверьте лёгкость перемещения якоря.
6. Снимите прокладку.
7. Извлеките опору рычага привода.
8. Подденьте отвёрткой.
9. И извлеките ограничительную шайбу.
10. Выверните.
11. И извлеките 2 стяжных болта.
12. Снимите верхнюю крышку.
13. Снимите рычаг привода.
14. Снимите планетарный механизм.
15. И снимите заднюю крышку.
Внутреннее устройство
16. Извлеките ротор из корпуса статора.
17. Осмотрите ротор.
На шестерне 1 и цапфах вала 4 ротора на должно быть повреждений (забоин, задиров).
На коллекторе ротора 3 и выводах обмотки 2 не должно быть следов обгорания.
Незначительное обгорание устраните обтирочной тканью, смоченной в бензине, и мелкозернистой наждачной бумагой.
18. Проверьте омметром каждую обмотку ротора на короткое замыкание с корпусом ротора.
Сопротивление должно стремиться к бесконечности.
Если нет, замените ротор.
19. Выверните 2 винта крепления щёточного узла.
20. И извлеките его из задней крышки стартера.
21. Осмотрите щёточный узел.
Проверьте высоту щёток в щёткодержателе.
Если их высота менее 7 мм, замените щётки или щёточный узел в сборе.
Проверьте омметром изолированные держатели на замыкание с корпусом.
Сопротивление должно стремиться к бесконечности.
22. Снимите с осей водила три шестерни-сателлита.
23. Сбейте со стопорного кольца ограничительное кольцо.
24. И сдвиньте повалу привода ограничительное кольцо.
25. Подденьте отвёрткой стопорное кольцо.
26. И с нимите его с вала привода.
27. Снимите с вала привода ограничительное кольцо.
28. И снимите обгонную муфту.
29. Проверьте, если шестерня привода изношена или повреждена, замените обгонную муфту в сборе.
30. Проверьте муфту привода.
Зубья шестерни муфты не должны иметь значительного износа.
Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращеия якоря.
И не должна проворачиваться в противоположном направлении.
Если зубья шестерни изношены или повреждены либо шестерня проворачивается в обоих направлениях — замените муфту.
31. Снимите с вала привода коронную шестерню.
32. Осмотрите заднюю крышку.
Если втулка в крышке изношена или на ней появились задиры, раковины и другие дефекты, необходимо заменить втулку или крышку в сборе с втулкой.
33. Аналогично осмотрите переднюю крышку.
Сборка и смазка стартер Джили МК
34. Соберите стартер в последовательности, обрабной сборке, с учётом нижеперечисленных особенностей.
- Смажьте кременийсодержащей смазкой шестерни планетарного редуктора.
В процессе эксплуатации муфту привода нужно смазывать.
Однако необходимо очищать её от грязи.
Не применяйте для очистки привода средства, которые могут вымыть заложенную в его муфту смазку.
- Смажьте якорь втягивающего реле в месте зацепления с рычагом.
- Смажьте моторным маслом вал привода и подшипники (втулки), в которых вращается ротор стартера.
- Для установки ограничительного кольца воспользуйтесь раздвижными пассатижами.
- При установке щёточного узла разведите щётки и зафиксируйте их оправкой (например, торцовой головкой на 24).
- Для установки ротора в статор сдвиньте щёточный узел с оправки на коллектор ротора.
- Установите заднюю крышку стартера.
Запчасти на стартер Джили МК можно посмотреть здесь: https://hot-parts.ru/catalog/11856/550216/
Больше информации про Джили МК (Geely MK) смотрите в разделе «Поиск». Вверху справа на данной странице сайта.
Всем удачи по жизни и на дорогах!