Джили МК. Сцепление. Особенности конструкции. Причины неисправностей и их устранение

0

Статья об особенностях конструкции и устройства сцепления Джили МК и Джили МК Кросс. Причины неисправностей и способы их устранения.

Рисунок 1. Общий вид состава сцепления: 1 – маховик двигателя, 2 – ведомый диск сцепления, 3 – кожух сцепления с нажимным диском, 4 – диафрагменная пружина.

Особенности конструкции

На автомобили Джили МК (Джили МК Кросс) установлено сухое однодисковое сцепление с центральной диафрагменной пружиной.

Сцепление расположено между двигателем и механической коробкой перемены передач (МКПП) и предназначено для разъединения и соединения маховика, расположенного на коленчатом валу двигателя и первичного вала коробки передач.

Маховик заведённого двигателя вращается постоянно. Трансмиссия же, состоящая из:

  • собственно сцепления,
  • коробки перемены передач (КПП),
  • переднего моста (по сути находящегося в одном корпусе с КПП),
  • полуосей к передним колёсам,
  • и самих колёс

и начинающаяса с механизма сцепления вращается только при постоянно включенном (замкнутом) сцеплении (в этот момент ведущие передние колёса автомобиля вращаются и он движется).

Сцепление считается постоянно замкнутым и размыкается путём нажатия на педаль сцепления для:

  • начала движения с места вперёд или назад;
  • перемены передач с первой по пятую и обратно;
  • остановки;
  • завода двигателя при севшем аккумуляторе (не способном провернуть стартер) или неисправном стартере путём толкания автомобиля с включённым зажиганием и выжатом сцеплении. Далее автомобиль расталкивается с горки или до небольшой скорости по прямой кем-нибудь из людей покрепче и водитель за рулём плавно отпускает сцепление на 2 или 3 передаче и т.о. автомобиль заводится. При необходимости процедуру повторяют (частный случай использования сцепления);
  • для выезда из грязи: если автомобиль застрял, то на включенном автомобиле выжимают педаль сцепления, включают переднюю первую или заднюю передачу, далее отжимают сцепление и немного набирают скорость и снова выжимают сцепление, автомобиль откатывается в обратную скорость и в момент, когда он начинает снова откатываться в сторону начала движения снова отжимают педаль сцепления для его включения, давая т.о. автомобилю более длинный разбег до отката в обратную сторону и в этот момент снова выжимают сцепление. Т.о. повторяют много раз пока автомобиль путём его раскачивания вперёд-назад как маятника не выедет из грязи. Дополнительное преимущество переднеприводного автомобиля ещё состоит в том, что можно повернуть ведущие колёса в нужную сторону и т.о. попытаться путём раскачки при работе педалью сцепления выехать из колеи. При этих операциях (пока нажимаем-отжимаем сцепление левой ногой) стараемся правой ногой держать обороты выше 1000, чтобы мотор не заглох при замыкании сцепления и возникновении нагрузок на него при трогании с места.

Сцепление состоит из ведомого (фрикционного) диска, кожуха сцепления с нажимным диском и диафрагменной пружиной, а также механизма выключения сцепления.

Нажимной диск смонтирован в стальном штампованом кожухе 3 (см. рисунок 1), прикрепленном шестью болтами к маховику 1 двигателя. Ведомый диск 2 установлен на шлицах первичного вала коробки перемена передач и зажат диафрагменной пружиной 4 между маховиком и нажимным диском.

Подшипник (см. рисунки 2, 3) выключения сцепления установлен на направляющей втулке 2 (см. рисунок 3), запресованной в картер сцепления, и перемещается по втулке вилкой 4, которую в свою очередь приводит в действие рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления.

Рисунок 2. Выжимной подшипник сцепления
Рисунок 3. Механизм выключения сцепления: 1 – подшипник выключения сцепления, 2 – направляющая втулка подшипника выключения сцепления, 3 – первичный вал коробки передач, 4 – вилка выключения сцепления, 5 – грязезащитный чехол.

Гидравлический привод выключения сцепления состоит из главного цилиндра (см. рисунок 4), установленного в моторном отсеке,

Рисунок 4. Главного цилиндр сцепления

рабочего цилиндра (см. рисунок 5), установленного на картере сцепления,

Рисунок 5. Рабочий цилиндр сцепления

трубопровода, включающего в себя трубку (см. рисунок 6), соединяющую главный цилиндр

Рисунок 6

и промежуточный шланг (см. рисунок 7),

Рисунок 7

трубку, соединяющую промежуточный шланг (см. рисунок 8) с рабочим цилиндром .

Рисунок 8

Главный рабочий цилиндр B (см. рисунок 9) соединён питающим шлангом Б с бачком А, установленным на главном тормозном цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров).

Рисунок 9

В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость (DOT 4), таже самая что и в приводе тормозов. Предусмотрена регулировка привода выключения сцепления в эксплуатации.

Сцеплением управляют при помощи педали сцепления. В исходное положение педаль возвращается пружиной.

Полезные советы

Для того, чтобы сцепление служило долго и безотказно, не держите постоянно ногу на педали сцепления. Эту вредную привычку зачастую приобретают во время обучения вождению в автошколах из-за боязни не успеть выключить сцепление во время остановки автомобиля.

Помимо быстрой усталости ноги, находящейся всё время на педали, сцепление оказывается хотя бы немного, но выжато, и ведомый диск при этом пробуксовывает и изнашивается.

Кроме того, несмотря на то, что выжимной подшипник рассчитан на работу в режиме постоянного вращения, даже при слегка нажатой педали он находится под повышенной нагрузкой, и его ресурс снижается.

По этой же причине не рекомендуется подолгу держать сцепление в выключенном состоянии (например, в пробках). Если не придётся сразу трогаться с места, лучше перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение и отпустить педаль.

Аналогично не рекомендуется постоянно держать руку на рычаге переключения коробки передач. Это приводит как к повышенному износу кулисы рычага, так и к опасности включения другой передачи во время движения без выжима сцепления, что может повредить КПП. Рычагом КПП пользуются как и педалью выключения сцепления только для: трогания с места, переключения передач и остановки.

Возможные неисправности сцепления, их причины и способы устранения

Обычно механизма сцепления хватает на пробег автомобиля в среднем в 100 000 км. Но всё зависит от режима езды (трасса, город, пригород, буксование на просёлочной дороге или в снегу) и стиля вождения (плавное трогание с места и остановка или с прокрутом колёс и резкими движениями).

При замене сцепления (см. статью Джили МК. Сцепление. Снятие и установка в верхнем правом окне “Поиск” данной страницы сайта), рекомендуется сразу поменять все изношенные от времени детали, во избежание двойной работы через некоторое время, особенно если Вы это делаете в сервисе и Вам придётся за работу платить дважды. Т.о. работа по ремонту и замене сцепления может Вам обойтись в 2 раза дороже запчастей, поэтому лучше не экономить и всё внимательно осмотреть заранее и сделать с первого раза.

Больше информации про Джили МК (Geely MK) см. в разделе «Поиск» вверху справа на данной странице сайта:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D1%83.jpg
Share.

Оставьте комментарий

Adblock
detector