ГАЗель, история её появления

0

В статье даётся краткий обзор истории появления автомобилей марки ГАЗель.

Возникли они по воле случая, из-за нежелания уже имеющихся подобных моделей на автозаводах РАФ (или ЕРАЗ — бывший РАФ 977) и УАЗ выполнять работы в сторону улучшения показателей своих автомобилей:

  • увеличение грузоподъемости УАЗ и РАФ с 800-1000 кг до 1500 кг и выше;
  • увеличения надежности узлов (в частности, пол на РАФ был из фанеры и полунесущий кузов быстро изнашивался);
  • кузов РАФ был несущий и не оставлял шансов на расширение возможностей автомобиля, особенно в части проходимости по разбитым дорогам (которых в России хватает, а ездить нужно что говорится каждый день), а также вне дорог;
  • на тех же РАФ не было возможности доработки имеющегося кузова на сопротивление кручения при отработке ударных нагрузок от дорог.
Рис. 1а. Грузовой РАФ
Рис. 1б. Грузовой ЕРАЗ (бывший РАФ 977)
Рис. 1в. Грузовой УАЗ

Кроме того, разрабывался аналогичный автомобиль на заводе БАЗ (г.Брянск), которому при разработке ряда узлов по указанию сверху помогали на ГАЗе.

Рис. 2. Автобиль-фургон БАЗ

Но он был с несущим кузовом. С одной стороны это хорошо — снижение общей массы автомобиля, что даёт снижение расхода топлива и дополнительный запас нагрузки для перевоза дополнительного груза. Но реалии российских дорог и климата всё-таки смотрят в сторону рамы … Несущий кузов устал — и на выброс весь авто. Рама устала или погнулась или сломалась, открутил узлы, заменил раму и поехал дальше, сменил любую надстройку или кабину. С точки зрения ремонтоприголности и грузоперевозок — это идеальное решение. Несущие кузова больше подходят для шоссейных дорог с асфальтным покрытием без ям.

Рис. 3. Автомобиль «Бычок» от ЗИЛ

Также попытки были на ЗИЛе при создании грузовичка Бычок или на базе микроавтобуса Юность.

Рис. 4. Грузовичок «Юность» от ЗИЛ

Но Бычок был «сырым», имел ряд недоработок (шумный мотор от трактора МТЗ-80, Д-245 со слабым коленвалом для применения на грузовике при езде на скорости под постоянной нагрузкой, перевес на переднюю ось, отчего подъедалась резина на пустой машине, приходилось искуственно догружать заднюю ось подвесным баком с водой килограмм на 200, потом сливали, или мешками с грунтом или песком зимой в заднюю часть кузова за задней осью, чтобы прижать заднюю ось к дороге для лучшего сцепления с ней, проблемы с электропроводкой и т.п.), от чего он сошёл с эксплуатации, как только у потребителей появились дополнительные средства и конкуренты предложили свои более дорогие варианты. В целом создавали его в нелучшие 90-е, уже при финансовой агонии завода.

Из-за того же двигателя Д-245, отличного для трактора, но слабого и шумного для грузовика не сложилось и у аналогичной Бычку машине — автомобиля Валдай, с кабиной от Газели на усиленной раме, производства ГАЗ.

Рис. 5. Автомобиль «Валдай»

Та же «Юность» была сделана ещё в 70-х гг на базе правительственных лекговых ЗИЛов, хорошо себя зарекомендовала, особенно плавностью хода и надежностью узлов, её даже хотели производить на заводах фирмы Форд в США, но руководство страны ради престижа отказали Генри Форду младшему, в те годы такой компоновки автомобиля ещё никто в мире не имел. Машина имела полураму, что снижало её вес и давало запас по грузоподъемности, мотор там стоял мягко говоря от ЗИЛ 130, 8 цилиндров, бензин (точнее сказать создали его сначала на правительственный ЗИЛ, а потом дефорсировали и передали — для грузовиков, тоже самое было на ГАЗе: сделали 8-ми цилиндровый мотор для Чаек, а потом дефорсировали и отдали для ГАЗонов). У Юности оказалась «ненародно» высокая цена, сказалась высокая стоимость создания в спеццехе, малый размер партий, индивидуальный подход с ручной сборкой, отсутсвие свободных мощностей на основном конвейере, дороговизна внедрения ради достижения рыночной цены на фоне конкурентов и задумались об этом поздно — уже в начале неблагополучных 90-х гг.

Как не покажется странным, но ради коммерческого успеха и снижения эксплуатационных затрат в базовом варианте для большинства потребителей требовался именно атмосферный простой по конструкции массовый мотор в 4 цилиндра с возможностью установки ГБО, который бы поедал топливо любого качества, работал бы при любой погоде, заводился на любом морозе и буквально всю свою жизнь жил бы на улице. А дальше в зависимости от финансов на универсальную машину за доплату можно поставить что угодно дополнительно.

Рис. 6 ГАзель с ГБО на пропан-бутане

В итоге ГАЗель родилась, как в пословице: на безрыбье рак — рыба. Собственно, рынок и спрос всегда требовали 1,5 — тонные автомобили, как наиболее универсальные для большинства задач:

  • проезд в узких дворах городов, плотно заставленных машинами;
  • подвоз всего и вся в кучу магазинов за один заход, где место под разгрузку буквально на дороге (легковые автомобили для этого недостаточны по объему кузова);
  • малый расход топлива, чуть больше чем у легковых;
  • унификация по деталям с легковыми авто и лёгкость их покупки в течение нескольких часов (в даном случае Волга, УАЗ, РАФ, грузовой УАЗ);
  • простота и быстрота ремонта (в Газелях буквально всё чинится за один вечер или одну ночь. Днём отработал, выявил неисправность, ночью починили и с утра без простоя снова на работу — мало кто так может даже в 21 веке! Главное найти хороший сервис и договорённость с ним на проведение ТО и ремонтные работы);
  • наличие рамы — для кучи надстроек, в т.ч. сменных;
  • возможность установки ГБО, чтобы добиться копеечных цен на грузоперевозки;
  • высокая окупаемость, буквально за год-два (ну и что что она ржавеет, через год-два две таких купим и ещё больше заработаем, а эту любому начинающему продадим: мусор, туалеты возить, урожай с поля, на нужды деревни, частников и т.п.);
  • приспособленность не только под нужды коммерции (где каждый вложенный рубль считают и отбивают с прибыли), но и под государственные: полиция, армия, медицина, МЧС, коммунальные и дорожные службы, перевозка заключенных, работников производств в местные командировки, мелких грузов и т.д. и т.д.

В итоге на ГАЗе ещё в 80-е годы внимательно оценили всех конкурентов, мировые тенденции создания подобных автомобилей, задачи по перевозке людей и грузов в этом классе машин и российские весьма непростые реалии климата, дорог и финансовых возможностей покупателей и по собственной инициативе с оглядкой на Форд Транзит (Форд когда-то по заказу правительства СССР создал завод ГАЗ и неоднократно в разные времена помогал с создаем отдельных узлов и самих автомобилей) создали то, что мы сейчас называем ГАЗелью. Кстати говоря, они до сих пор конкуренты. У кого есть доп. средства, но нет времени чинить Газель — берут Форд Транзит. А конкуренция в свою очередь сильно влияет на развитие самой ГАЗели. Именно эта машина в 90-е вытащила завод ГАЗ из надвигавшегося банкротства, спрос был потрясающим, всем понравилась эксплуатационная общая эффективность атомобиля. ЗИЛу это не удалось, завод исчез с кучей предприятий смежников (в Мытищах, Смоленске, Рязани, Тутаево, Новоуральске, Кутаиси и пр. городах).

Рис. 7. Грузовой Форд Транзит — прототип для ГАЗели

Надо отдать должное, это самый дешёвый и ремонтопригодный автомобиль такого класса на всей территории СНГ. Не смотря на все его мелкие недостатки, эта машина только приносит прибыль и никогда Вас не оставит в убытках.

Сейчас их даже в Турции собирают, и, кажется, в Марокко. Ни что так не радует большинство водителей небогатых стран как возмоность устранить буквально любую неисправность в дороге самостоятельно и подручными средствами. Это очень большое достоинство. Ломаются все, даже самые-самые надежные, только не все дёшево-быстро чинятся, а Газель может, за что её и любят.

Как за ними ухаживать — другой разговор. Можно вообще этого не делать, по приниципу купил-отбил затраты-заработал сам и продал дальше, в итоге даже остаточные запчасти с неё купят для других машин без проблем, поскольку их миллионы на наших дорогах и они многим нужны. А кто-то ухаживает за ними конкретно и они в принципе не ломаются и никогда не подводят. Весь вопрос — какую стратегию Вы выберете.

В 2020 автозавод ГАЗ пересмотрел линейку выпускаемых машин в сторону оставления на конвейере преимущественно новых моделей. Но проблема в том, что машины нового класса Next в основном берут более состоятельные частники и фирмы, а прежняя ГАЗель Бизнес по-прежнему лидер по окупаемости её цены и затрат на содержание. Поэтому есть спрос и большой — её оставили в гамме производимых машин. К слову сказать, грузовичок, для вождения которого нужны всего лишь права категории B (на легковой автомобиль), выполняющий просто тьму задач, стоит меньше 1 млн. рублей — дешевле множества легковых автомобилей. Весьма серьёзное достоинство.

Некоторые люди даже берут себе б\у ГАЗели для бытовых задач: вывезти мусор, привезти дров, какой-то мелкий груз (в т.ч. из магазинов и со складов), животных, людей, немного заработать, помогая соседям, а то и как основной на каждый день и пр. Запчасти есть в любой деревне, чинить и хранить можно и на улице, а подкрашивать буквально кисточкой + ГБО и это отличный помощник для Ваших задач за копейки.

Есть даже видеообзоры, где для Газелей покупают в кузов съемный автодом и ставят его когда нужно попутешестовать по стране или к морю, а потом снимают и ставят его во дворе, получая обратно кузов для повседневных задач. Для этого даже не нужно вносить в ПТС сведения об изменении автомобиля. Очевидное достоинство, можно парковаться буквально в центре городов, в оличие от грузовиков проезд везде разрешён и не нужен отдельный автомобиль под кемпнг. При этом у Вас под рукой спальные места, кухня, места под личные вещи (одежда, велосипеды и пр.) при необходимости оборудуются душ и туалет. Размеры таких кунгов бывают самыми разными — по потребностям.

При необходимости в задний мост продаётся дополнительное устройство (для блокировки моста) по цене в пределах 15 т.р. для помощи от проскальзывания на любой скользкой дороге. Ставят сразу с завода или можно отдельно самостоятельно или в автосалоне за ту же цену на любую ранее выпущенную ГАЗель. Срабатывает от электрической блокировки + кнопка в салон на панель в штатное место и Вы получаете улучшение проходимости и отсутствие необходимости толкать или откапывать машину, даже из снега.

Часто видел, что ГАЗели даже дворники берут, чтобы автоматизировать свой ручной труд: песок, инвентарь подвезти, мусор вывезти и т.п. Настолько это универсальный и неприхотливый автомобиль, что увеличивает объём выполняемых работ и заработок, настолько они выгодны даже для бедных слоёв населения.

Кроме всего прочего, автомобили ГАЗель есть и с дизелями от ЗМЗ, Cummins и с 2020 года хотят попробовать ставить дизельные моторы от Фольцваген Транспортёр! Производство которых сейчас разворачивают в г.Калуга на заводе моторов Фольцваген для поставки в страны третьего мира, поскольку их производство в Европе свёрнуто (а по сути запрещено) из-за новых экологических норм, на новые машины B-класса их перестали ставить в пользу создания ещё более экономичных бензиновых моторов с уровнем расхода и характеристиками на низах на уровне дизелей (моторы типа TSI), гидридных и электродвигателей.

Ниже даётся краткий обзор достоинств и особенностей конструкции автомобиля:

Share.

Оставьте комментарий

Adblock
detector