Статья про отечественную мототехнику производства оружейного завода имени Дегтярёва. В городе Ковров Владимирской области. Итак, про мотоцикл ЗИД.

Честно говоря, если попытаться вспомнить где и какие сейчас производят отечественные мотоциклы. То ничего в памяти не возникает.
Разве что, иногда слышна информация о том, что до сих пор производят мотоциклы УРАЛ. В городе Ирбит в Сибири. Да, действительно производят.
Но на них цена как почти на новую НИВУ с завода. Поэтому в самой России они спросом не пользуются. И основной сбыт у них в США. Там для них есть даже мотосалоны, в которых их продают.
Почему такой интерес? С одной стороны, это бывшие граждане СССР и России. Они переехали на постояное место жительства в США. С другой, стороны корни УРАЛа от немецких тяжёлых и проходимых мотоциклов БМВ. Удачными копиями которых они являются.
Дилерские сканеры для диагностики грузовиков, спец и сельхоз техники для личного и коммерческого использования можно посмотреть тут.
Ситуация в СССР
В том же СССР было огромное множество своих двухтактных мотоциклов. УРАЛ, кстати, 4-х тактный. Были такие мотоциклы как Восход, Минск, Иж (Юпитер и Планета), Днепр и Урал.
Плюс немалое множество мопедов и даже велосипеды с моторчиком («тырчки»). Плюс мотороллеры. Вятка на 2-х колёсах и Муравей на 3-х колёсах с кузовом. И до самого начала 2000-го года почти все они производились. Плюс мотоциклы Ява из Чехии. Малое производство которых они сохранили до сих пор.
Далее были введены повышенные нормы ограничения выбросов в атмосферу. И по сути двухтактным моторам был вынесен приговор о запрете их производства.
Задела по 4-х тактным моторам в России не было. И мотоциклетное производство было свёрнуто повсеместно. За исключением вышеназванных мотоциклов УРАЛ.
Кроме того, появился огромный рынок доступных дешёвых б/у автомобилей. По цене они были немногим дороже мотоциклов. Как отечественных, так и иномарок. И спрос на мотоциклы резко снизился ещё и по этой причине.
В связи с тем, что сезон использования мотоциклов в России относительно короткий. А разного рода осадки выпадают относительно часто. Плюс показания температуры окружающего воздуха. В силу чего на мотоцикле три сезона из четырёх ездить просто холодно. А в последние годы в силу трафика на дорогах — ещё и небезопасно.
Личный пример
Помню пример нашей семьи. Отец в юности ездил исключительно на мотоциклах Восход и Минск. Плюс был мотороллер Вятка.
Перед армией папа купил себе старенький б/у Москвич 403. Всё-таки с крышей над головой ездить приятнее.
Пока служил отдал его брату. Вернулся из армии — учёба в ВУЗе. Не до машины было, ходил пешком.
Далее женился, дети пошли, средств на всё не хватало. Как и на машину. Поэтому купил лучший тогда в странах соцлагеря мотоцикл ЯВА 350 с коляской. Ездили мы на нём лет десять.
Потом отцу последовательно дали ряд машин на работе. В том числе и их использовали для семейных задач.
А летом на своём мотоцикле ездили буквально везде. К бабушке за 350 км от дома с люлькой или быстрее без неё. Я маленький на баке сидел между рук отца. В плодопитомники на сбор урожая. На рынок за разного рода стройматериалами для дома. Продуктами и прочими надобностями. На рыбалку и так в целом по району на расстояния до 100 км в сутки.
И наконец-то в начале 90-х накопили на б/у Жигули. И папа мотоцикл забросил. Поставил его в гараж, где он простоит около 10 лет. После чего поняв, что на нём уже никто из нас ездить не будет — продал его молодому парню. Тот его восстановил и ездил. Опять же учитывая годы, отцу было уже около 40 лет. Конечно большую часть задач выполняли уже Жигули.
И так у многих в те годы. Как только появлялась возможность — пересаживались на автомобили. Что называется под крышей и в тепле в любую погоду гораздо приятнее ездить. Плюс больше пассажиров и груза с собой можно взять.
Современная ситуация
Но шли времена и уже к 2010 годам появилась новая ситуация на дорогах. Которая вновь вернула интерес к мотоциклетной технике. Уже у взрослого населения — основного покупателя.
Появилось такое явление как «пробки». В силу чего добираться на работу стало проблематично. Отсюда опаздывания, снижения премий. Срывы мероприятий на работе из-за отсутствия сотрудников с самого утра.
И езда между рядами автомобилей стала выходом из ситуации. Люди самых разных возрастов вновь пересели на мототехнику.
Но основой парка мотоциклов уже стали японские мотоциклы. Коих огромное множество. К слову сказать, в Японии именно из мотоциклетных фирм появились автомобильные. Хонда, Сузуки, Ямаха, Кавасаки — это основные, есть и множество других.
Благо в России, тоже появилось производство отечественной мототехники. Это оборонный завод ЗИД, в г.Королёв Владимирской области. О нём мы уже рассказывали ранее, в статье ЗИД. Ковров. Мотоблоки. См. по имени статьи в окне «Поиск» в верхнем правом окне страницы.
Поначалу на мотоцикл ЗИД ставили 4-х тактные двигатели Хонда. Затем в силу ограниченности свободных средств в бюджетах покупателей стали ставить более дешевые. Но аналогичные по характеристикам двигатели китайской компании Lifan.
Они вполне надёжны и оправдывают своё назначение. Есть ещё одно серьёзное преимущество, помимо цен на мотоциклы. Это полная доступность запчастей в наличии при заводе!
Можно на каждую модель скачать каталог запчастей. И далее заказать их по переписке по электронной почте на заводе. Заказанные детали в итоге пришлют Вам по почте. Или отправят в рядом расположенный с Вами пункт выдачи. Через одну из транспортных компаний по договорённости.
Точно также Вы можете заказать и сами мотоциклы. С дистанционной оплатой. Или при получении в пункте выдачи с доставкой. Через одну из транспортных компаний России. Очень удобный сервис, рассчитанный на удобства покупателей.
Кроме того, на сайте производителя можно скачать все руководства по эксплуатации. По каждой из моделей. А при покупке также оговорить цвет мототехники.
Мотоцикл ЗИД. Какие же модели предлагаются покупателям?

На рисунке выше флагманская модель из современной линейки мотоциклов «ЗИД». Быстрый и мощный «Эндуро». Он выдерживает агрессивный стиль вождения. Не только на ровной дороге, но и на умеренном бездорожье.
Мотоцикл имеет яркий дизайн. Оптимальные хода подвески и вилки. Оснащен мощным двигателем объемом 223 куб. см. А также оснащён передними и задними дисковыми тормозами.
Технические характеристики.



Мотоцикл ЗИД YX150-23
Его стихия – город. Мотоцикл имеет современный дизайн и отличную устойчивость. У него малый вес, оптимальная развесовка, умеренные габариты. И превосходная динамика для 150 куб. см.
Все это позволяет чувствовать себя на равных с остальными участниками движения в городских условиях. На трассе он уверенно разгоняется до 100 км/час. А эргономичная форма сидения обеспечивает комфорт при дальних поездках.
Технические характеристики.


Мопед YX50-C9
Если Вам не хочется тратить время на сдачу экзаменов в ГАИ. При этом Вам нужно относительно небыстрое транспортное средство. Чтобы добираться на работу, или от дачи до магазина. На рыбалку на недалеко расположенный водоъём. То Вам вполне подойдёт и мопед.
Экономичный, неприхотливый мопед для городских и загородных поездок. Он оснащен двигателем 49 куб. см и не требует постановки на учет в ГИБДД.
Опять же это отличный подарок для моложёжи. В качестве первого транпортного средства. Которое по мере возраста можно продать дальше. Следующему юному водителю.
Технические характеристики.


Есть и его грузовой аналог для помощи по хозяйству.
Мопед ЗиД-50-02 грузовой

Трёхколесный мопед «ЗиД-50-02» — может быть использован в личных целях. Как для перевозки груза, так в качестве обычного средства передвижения для одного человека.
Другой вариант использования мопеда – это корпоративные клиенты. Паспортной грузоподъемности в 100 кг и кузова размером 800*800*230 мм вполне достаточно. Для большей части внутренних хозяйственных перевозок по территории предприятия.
Мопед прост в эксплуатации и обслуживании. Обладает высокими техническими параметрами, топливной экономичностью и надежностью.
Технические характеристики.


Мотоцикл ЗИД. Спортивное мотосредство ЗДК
Трехколесное спортивное мотосредство ЗДК 5. 9100. Далее по тексту СМ. На шинах низкого давления. Предназначено для внедорожного мототуризма, участия в соревнованиях. И тренировок по различным дисциплинам мотоциклетного спорта. Предполагающих проведение соревнований в условиях бездорожья. Вне дорог общего пользования.
Конструкция СМ обеспечивает плавучесть с нагрузкой не менее 150 кг за счет водоизмещения колес.
Эксплуатация СМ на дорогах общего пользования ЗАПРЕЩЕНА.
СМ является спортивным инвентарем. Не подлежит обязательной сертификации и регистрации в Гостехнадзоре.
Технические характеристики.



Мотоцикл ЗИД Бархан
Кроме того, имеется аналогичное транспортное средство Бархан повышенной проходимости. Стоит оно немного дороже, шасси доработано.
Специальное транспортное средство (СТС) предназначено для передвижения людей. И перевозки грузов преимущественно по снежному и заболоченному бездорожью.
Характеризуется способностью преодолевать глубокий снежный покров. С низкими несущими свойствами и переувлажненные (до жидкотекущего состояния) глины. Суглинки, участки местности, покрытые слоем органической массы (торфа или ила) толщиной не менее 300 мм. А также естественные и искусственные уклоны, склоны, траншеи, отвалы.
СТС может использоваться рыбаками, охотниками, для туристических целей и путешествий.
Данное средство подлежит обязательной регистрации в Гостехнадзоре.
Технические характеристики практически аналогичны.












Есть в продаже и мотосани.
Мотосани. Мототрансформер МТР-2

Он предназначен для движения по акватории замерзших рек и водоемов. А так же для движения по умеренно глубокому снегу в лесу или по протоптанным путям.
Недорогой, надежный и экономичный. Разборный снегоход, перевозимый в багажнике легкового автомобиля. И не требующий регистрации. Собирается и разбирается одним человеком без использования инструмента за 3-5 минут. В разобранном состоянии (6 частей) помещается в багажник или салон легкового автомобиля.



Мотобуксировщик МБГ-1 Фишкар
Он предназначен для передвижения людей на прицепных санях. А также для перевозки небольшого груза в зимнее время по льду, твердому снегу. Или по неглубокой снежной целине.



Больше информации, включая цены на технику, руководства по эксплуатации и каталоги запчастей см. на сайте производителя: zid.ru.
Заключение
В наше время иметь недорогую мототехнику весьма удобно для мелких задач. Особенно если она стоит от 100 до 300 т р новая! Плюс на нее есть абсолютно все запчасти по каталогу завода с доставкой через вездесущий СДЭК. Очень удобно. Ибо в кризисные времена самым главным параметром становится — ремонтопригодность! Быстро обслужил, починил и снова в эксплуатацию. А не стоять у забора или в гараже в долгих поисках запчастей и при том — дорогих по цене.
У меня сосед купил очень старенький мотоцикл Хонду. Стоит он круглый год в подземном паркинге. Там ему хорошо, температура всегда выше + 15 градусов Цельсия. Летом он на нём ездит буквально везде. До магазина, на работу мимо пробок и даже на дачу. Как ближнюю — в пределах 100 км, так и в родительские пенаты — более чем за 600 км. Автомобиль отдал супруге, она везде где нужно ездит сама и возит детей в школы и по разным курсам, секциям. При том, что у него есть рабочее легковое авто, а сам он на нем водитель — возит руководство фирмы.
Хонда — считается самым надежным мотоциклом в мире, служит долгие 10 — 20 и более лет. И ЗИД не прогадал, поставив своей автотехнике лицензионные современные моторы Хонда от Лифан из Китая. Как говорится, теперь надежность появилась и в отечественной мототехнике.
Выводы
Ранее производство мототехники убило отсутствие новых отечественных 4-х тактных моторов под выхлопы Евро-2,3,4. Последний для центров городов. Оставался лишь УРАЛ, у которого изначально мотор был под 4 такта. И его можно было модернизировать под нормы выхлопов.
Плюс снижались цены на авто и люди массово на них перешли. А теперь пробки и очень высокие цены на авто возрождают мотопром в РФ и СНГ.
Остался и продолжает работать Ирбитский мотоциклетный завод в г Ирбит (Уралы). Теперь же возродились ЗИД (бывший Восход), уже есть новые мотоциклы от ИЖ и Минск. Как говорится новый спрос — дает новые предложения на рынке.
Всем удачи по жизни и на дорогах!