ЗИЛ. История завода и его исчезновения

0

Краткая история завода ЗИЛ и что с ним случилось … Не хватит строк и времени, чтобы описать всю историю замечательного завода. Будем по возможности краткими.

Если Вам нужны этикетки для товаров, почтовых отправлений или маркировки чего-либо, например, товаров или грузов на прилавках или на складе с возможностью печати любой необходимой информации на них, то обратите внимание на термотрансферные красные этикетки .

Основной продукцией завода ЗИЛ всегда были грузовики, но кроме этого там делали:

  • лучшие в СССР холодильники, которые даже успевали передать по наследству, настолько они были надëжны;
  • правительственные легковые автомобили для первых лиц государства (ЗИС 101, ЗИС 110, ЗИЛ 111, ЗИЛ 114, ЗИЛ 117 и их модификации). Сейчас вместо них делают автобили Aurus совместно с НАМи на УАЗе в Ульяновске + планируют на их базе делать микроавтобусы (проект «Кортеж») — аналог микроавтобуса «Юность»;
  • полноприводные грузовики для армии и выполнения работ вне дорог (геологи, лесники, постройка ЛЭП, прокладка трубопроводов и т.п.);
  • спецмашины высокой проходимости в спецКБ под руководством конструктора Грачёва и в частности автомобили-амфибии «Синяя птица» для поиска и перевозки космонавтов из мест их приземления в любую погоду;
  • многоосные шасси для армии и строек;
  • автобусы ЗИЛ (будущие ЛИАЗ, туда передадут производство).
Один из авотбусов ЗИС — потом производство переведут в подмосковное Ликино (будущие ЛИАЗы)

За всё время на заводе было несколько базовых моделей:

  • двухосный АМО Ф-15 — прототипом которого послужил итальянский грузовик с возможностью перевозки 1,5 тонны груза по проселочным дорогам времён Первой Мировой войны. Его цена для тех времён была невелика, надежность весьма на уровне, поломками не досаждал;
АМО Ф-15 (Fiat 15 ter) — первый ЗИЛ
  • двухосный трехтонка ЗИС-5, прототип американского грузовика, появился в эпоху индустриализации в 30-е гг, в производстве стоил как минимум в 2 раза дешевле предыдущего грузовика +имел в 2 раза выше грузоподъемность, его производили до конца войны + в ходе эвакуации 1941-42 гг появились заводы-филиалы в городах Миасс (будущий УРАЛ) и Ульяновск (будущий УАЗ);
трехтонка ЗИС-5
  • под влиянием хороших новаторских качеств поставляемых по Ленд-лизу грузовиков после войны появится сначала ЗИС-150, по сути на раме предыдущего только с новой металлической кабиной и новым дизайном, но с прежними недостатками. Это будет грузовик, позже его глубоко доработают до ЗИС-164, и который станет основой компании FAW в Китае. Именно автомобиль этой марки станет в истории компании первым на её конвейере — точной копии завода ЗИЛ в Москве;
ЗИС 150 (первый грузовик FAW)
  • далее на основе грузовика Студебеккера создадут ЗИС-151, который имел множество недостатков;
ЗИС 151
  • а в ходе наработки опыта по ЗИС 151 появится легендарный ЗИЛ-157 или как его называли «Захар», который будут производить аж до 1994 года на специально для него построенном серийном заводе в Сибири в закрытом городе Новоуральске, для нужд Минобороны, там к слову сказать в 2000-е будут собирать первые в России автомобили марки Джили. ЗИЛ 157 окажется настолько хорошим, что его будут поставлять в десятки стран мира. Эксплуатация его продолжается до сих пор, особенно там где леса и болота, прочая техника элементарно не может проехать или дороже в эксплуатации;
ЗИЛ 157
  • следующим после около 10 лет проектирования и доработок станет ещё более легендарный и самый массовый в СССР грузовик ЗИЛ 130 — по сути его аналогом будет последний в истории марки Студебеккер грузовик их фирмы (с 60-х фирма обанкротилась по причине производства простых и дешевых грузовиков, когда потребитель уже требовал и готов был платить за комфорт). Студебеккер окончательно передал свои бразды ЗИЛу. ЗИЛ 130 произведут в количестве около 2,5 млн штук, он будет продаваться в ещё большее число стран мира. Для своего времени это будет революционный автомобиль с кучей удобств для водителя и простым в эксплуатации. С ним по количеству произведенных машин могут лишь сравниться ВАЗ 2106 и тракторы ДТ-75 и МТЗ-80 — столь же простые и удобные в эксплуатации. ЗИЛ 130 везёт до 5-7 тонн грузов, при этом служит до 20 лет и более без особых поломок, даже немецкие IFA в том же классе уступали ему по надежности и грузоподъемности. Под ЗИЛ 130 сделают агрегатные заводы по производству кузовов-самосвалов в Мытищах, КПП + раздаток и карданов в Брянске, мостов и полуосей в Смоленске, прочих деталей — в Рязани, Рославле + серийный завод, как было сказано — в Новоуральске. ЗИЛ станет самым крупным объединением автозаводов в СССР + его основное производство в Москве, КБ со связями в Минавтопроме и НАМИ + их полигон под Дмитровым дадут то, что эти грузовики будут иметь самый высокий ресурс узлов и агрегатов, получат знаки качества продукции СССР и будут самыми долговечными и массовыми. Кроме того, рама с двигателем, КПП, передней балкой и мостом без кабины будут поставляться для производства автомобилей КАЗ — в Грузию на завод в Кутаиси. Почти все эти заводы перестанут существовать с развалом завода в Москве и прекращения получения новаций оттуда;
ЗИЛ 130 рестайлинг
  • на базе ЗИЛ 130 также создадут полноприводный трехосный ЗИЛ 131, который будут производить на автозаводе в Брянске, в Москве и вышеупомянутом Новоуральске до 2013 года. Их сейчас до сих пор полно продают с хранения из армий Белоруссии и России на официальных аукционах для всех желающих по ценам в зависимости от состояния от 100 до 350 т.р. при необходимости дооснащают всем необходимым. В том же Брянске им дают вторую жизнь — устанавливают на заводе или высылают транспортными компаниями для установки дизельные двигатели СМД 4 и 6 цилиндров в ряд, авто ездит быстрее — около 100 км/ч и везёт как минимум на тонну больше + тянет прицеп с грузом 5-8 тонн;
ЗИЛ 131
  • и далее создадут удлинённый трехосный ЗИЛ-133 с приводом на две задние оси сначала с тем же 8-ми цилиндровым бензиновым двигателем на 150 л.с., а затем дизельным 8-ми цилиндровым на 210 л.с., который впоследствии станет двигателем КамАЗ-740. Да его сделали в КБ ЗИЛ;
ЗИЛ 133 бензиновый для проведения Олимпиады 1980 г — для перевозки лошадей с отдельным купе посередине для сопровождающих
ЗИЛ 133 ГЯ дизельный серийный с прицепом
  • дальше круче — сначала создадут ещё в 60-х первый бескапотный ЗИЛ (который наверху не смогут оценить по достоинству), а потом легендарный бескапотный шоссейный ЗИЛ-170 в вариантах с двумя и тремя осями, дизелем с перспективой под турбонаддув, в вариантах бортового, самосвала, тягача и полноприводного! И с ЗИЛ-170 начнется закат истории завода ещё в конце 1970-х гг! На самом верху в правительстве СССР в приказом порядке скажут отдать все наработки на новый завод — в Набережные Челны в Татарстан. ЗИЛ 170 станет КАМАЗом. Дальше прикажут передать туда специалистов, технологии, документацию, опыт и доработать все модификации под пожелания местного КБ. Тут можно поставить точку в истории ЗИЛ, по сути уже тогда формально завод переехал в новое место;
ЗИЛ 170 — будущий КАМАЗ
Такие двухосные тягачи тоже впервые сделали на ЗИЛе
  • но КБ ЗИЛ на то и легендарное и богатое специалистами + московские лучшие ВУЗы страны, включая МАДИ, Баумана и помощь НАМИ, что они руки не складывали вплоть до ликвидации завода в 2017 году, до самой осени 2016 года в постепенно закрываемых цехах там производили последнее их творение ЗИЛ 169 или серийный ЗИЛ 4331. Эту машину тоже можно назвать легендарной! Для неё на скудные от прибыли на продажах ЗИЛ 130 средства (большая часть прибыли ушла на создание будущего КАМАЗ + заводам на развитие оставляли как правило около 1% от чистой прибыли в СССР, остальное входило в казну государства и изредка выделялось как субсидии для создания новых моделей) создали новую раму, великолепный дизельный двигатель ЗИЛ 645 на 180 л.с. с самым минимальным расходом топлива в пересчете на получение 1 л.с. среди грузовиков СССР, новый завод под двигатель в Тутаево под Ярославлем + серийное производство двигателя в Новоуральске, новую усиленную трансмиссию и многоступенчатую КПП с режимами под разные условия эксплуатации, новую удобную высокую и широкую кабину с вариантом двухместного спальника (чего у КАМАЗ не было до конца 2000-х!) и с полностью откидным капотом вместе с крыльями, что давало доступ к мотору со всех сторон (чего до сих пор нет даже в новом Урал Next! И кабина там внутри меньше размером). Ко всему прочему в этой машине изначально гораздо меньше тряска водителя чем на колесе на КАМАЗах, в итоге получается меньше расстройств пищеварительной системы.
ЗИЛ 169 базовый — будущий ЗИЛ 4331 с дизелем ЗИЛ 645 на 180 л.с.

А дальше будет череда невероятного:

  • с огромными задержками по времени дизельный ЗИЛ 4331 поставят на конвейер в 1987 при весьма слабом финансировании, но огромным спросом на грузовик. Его произведут в количестве более 500 тыс штук даже в тяжëлые времена 90-х гг, когда спрос будет минимальным чисто из-за отсутствия свободных средств у большинства покупателей (почти все эксплуатанты будут латать прежние авто);
ЗИЛ 4331 со спальником на два человека выпускали малыми партиями в 90-е и 2000-е гг
  • в приказном порядке из Москвы свернут уже полностью работающий конвейер по производству дизельного мотора ЗИЛ 645 в Новоуральске, по своему качеству сборки он был даже лучше чем из Тутаево;
Дизельный мотор ЗИЛ 645 собственной разработки, выпускали серийно в Тутаево и Новоуральске. Тише КАМАЗ 740, более приёмистый на разгонах, изначально спроектирован как многотопливный
  • в начале 90-х, при слабом финансировании самой армии в целом, армия откажется от закупок МиГов в пользу более широкофункциональных СУ, от закупок бензиновых ГАЗ-66 и ЗИЛ 131 в пользу дизельных и более грузоподъëмных КАМАЗ 4310 и УРАЛ 4320. К слову сказать в этот момент ЗИЛ потерял 30% своих заказов и 30% прибыли соответственно;
бронированный ЗИЛ тягач — не заинтересовал армию
Шасси бронированного ЗИЛ 4331 для разных задач — не заинтересовал армию
  • в конце 80-х прекратится заказ правительственных ЗИЛов и автобусов Юность на их базе. Ниже представлены базовые модификации, на основе которых также было разработано множество более современных разновидностей;
ЗИС 101
ЗИС 102 кабриолет
ЗИС 110
ЗИС 110 кабриолет
ЗИЛ 111
ЗИЛ 114
ЗИЛ 117
ЗИЛ для проведения парадов на Красной Площади в Москве
Микроавтобус Юность на шасси и агрегатах правительственных ЗИЛов
последний правительственный ЗИЛ, не пошедший в серию
  • в правительстве страны вообще не дадут средств/субсидий на развитие завода в отличие от тех же АвтоВАЗ и КамАЗ и для постановки на производсво уже разработанных и испытанных машин:
Первый бескапотный ЗИЛ для городов, 60-е годы. Руководство отрасли и страны не смогли оценить его преимуществ: больше платформа под груз, лучше обзор для манёвров в узких местах улиц и пр. Машина опередила своё время, в Европе подобные авто только начинали появляться
Опытный ЗИЛ с полным приводом 6 на 6 с разгрузкой на 3 стороны для сельского хозяйства, не пошёл в серию. Как их таких не хватало на селе во время уборки в непогоду, когда в поле на обычном ЗИЛ 130 не влезть или не выехать оттуда самостоятельно
ЗИЛ тягач с полным приводом 4 на 4, не пошёл в серию
Шасси ЗИЛ для всех видов работ вне дорог, не пошёл в серию
ЗИЛ 6 на 6 малой серией был выпущен для МЧС и прочих служб с поворотными передней и задней осями, не садится на брюхо
ЗИЛ 130 с удлиненным капотом и дизелем для экономии топлива, не пошёл в серию. На селе им цены нет, как и аналогов-конкурентов за такую низкую цену чуть дороже ГАЗ 53
ЗИЛ 130В тягач с дизелем, не пошёл в серию, в 90-е будут малыми партиями производить аналогичные ЗИЛ 4331 с новой кабиной и дизелем ЗИЛ 645. У отца на заводе такой 10 лет отходил полный ресурс двигателя выкатал, затем установили дизель КАМАЗ 740 и он ещё 10 лет отходил и продолжает работать каждый день!
Трехосный тягач ЗИЛ с дизелем — не пошёл в серию
Он же с полуприцепом КАМАЗ
уже тогда думали про удобство полностью откидного капота с крыльями и про металлические борта кузова. Под капотом дизель производства ЗИЛ — будущий КАМАЗ 740
также в те годы думали про уменьшение износа шин и внедрение подъёмной оси, но руководство завода ничего из вышеперечисленного не одобрило в производство
  • в ходе приватизации завод станет собственностью правительства Москвы, которое какое-то время будет из прибыли выделять средства на развитие завода, будут сделаны новые модели и модификации, пробег по России и вокруг света, но за 10 лет до его развала отдаст завод на внешнее управление в частные руки, в которых завод потерпит крах, а далее по решению того же правительства Москвы на месте завода из года в год развернут снос цехов и строительство жилья, что до сих пор и происходит…

Если кто-то думает, что конструкторы и рабочие завода расслабились, то такого не было никогда, она сражались за свои детища до последнего рабочего дня — до 2017 года, на фоне разрушения цехов, принудительных увольнений талантливых конструкторов и технологов. При этом выпуск и сбыт продукции не останавливались, но прибыль руководством завода в его развитие практически не вкладывалась, они «выживали из производства последние соки» …

Даже нашлись энтузиасты, которые выкупили спеццех по производству правительственных автомобилей, вернули на работу уже дедушек, знающих эти авто до последнего винтика и занимались там как обслуживанием и ремонтов данных автомобилей, находящихся в частных руках, так и созданием новых машин. Последнюю свою разработку они даже предложили для гаража специального назначения, но там от них отказались, сославшись на то, что они не подходят для бронирования, мол не хвататет у них запаса мощности двигателя и запаса конструкции для навешивания брони. А раньше почему-то хватало… В итоге последние два ЗИЛа кабриолета из этого цеха попали в Кремль для проведения парадов на Красной Площади, до замены их на автомобили-кабриолеты AURUS.

За эти лихие 90 и 2000-е годы, когда у того же КАМАЗа сгорел завод по производству двигателей в 1996 году и они позже построили новый, ЗИЛ только сводили на нет, закрывая агрегатные заводы в Смоленске, Поставлен, Рязани, Мытищах, Тутаево Ярославской области, а в конце концов и серийный завод в Новоуральске в Сибири.

Но даже на этом фоне инженеры заводы творили всё новые модели и модификации:

Дизельный ЗИЛ 4331 с кузовом как у КАМАЗа шёл на сбыт, пока завод КАМАЗ стоял из-за пожара на заводе его двигателей в 1996 году
Бескапотный ЗИЛ — тягач, не пошёл в серию
Бескапотный ЗИЛ для строек, не пошёл в серию
ЗИЛ 4 на 4 для коммунальных служб города, выпускался малой серией
ЗИЛ для участия в гонках грузовиков, слева ЗИЛ-амфибия, плавающий «Синяя птица» для поиска приземлившихся космонавтов со стеклопластиковым кузовом, более 30 лет служат российскому космосу, а перед закрытием завода ЗИЛ их там успели доработать и продлили им жизнь
ЗИЛ 5301 «Бычок» — малотонажник для коммерции с двигателем Д245 от трактора Беларус, его мощность с турбиной и охлаждением воздуха доведут с 109 до 150 л.с. Также его собирали в Саратове
Вверху различные версии самосвалов производства в подмосковном г. Мытищи
Опытный дизельный дальнемагистральный ЗИЛ, не пошёл в серию
Совместная разработка с Татра, не пошёл в серию
Автобус ЗИЛ на шасси ЗИЛ 5301 «Бычок» — выпускался малой серией
Повтор, см. выше, не пошёл в серию
Ещё один вариант тягача с большим спальником — жилым отсеком, не пошёл в серию
Последние модификации выпускались с травмобезопасными пластиковыми капотами
Последняя разновидность ЗИЛа-сельхозника с подъёмом и разгрузкой кузова на любую из трёх сторон и установкой дизельного двигателя под заказ от 109 до 150 л.с. от Беларуса или V-образного ЯМЗ 236А на 180 л.с. или аналогичного рядного 6-ти цилидрового СМД. Трое взрослых в кабине сидят удобно с большим запасом места над головой. Такие ЗИЛы по-прежнему в цене в сельской местности
Последний бескапотный ЗИЛ 2000-х для города с кабиной от китайского грузовика, в серию не пошёл. Руководство завода не дало добро. Рынок заняли иностранные конкуренты

Кроме того, нужно отметить, что часть ЗИЛов до сих пор переделывают в довольно интересные варианты самостоятельно и они продолжают служить верой и правдой своим владельцам, в основном частникам-энтузиастам, любителям данной марки автомобилей:

Дизельный тягач, с большим спальным отсеком, переделан из ЗИЛ 133 ГЯ
Сельхозник с трёхсторонней разгрузкой, дизельный, выполняет все задачи КАМАЗа, при этом водителя гораздо меньше трясёт и авто гораздо удобнее эксплуатировать на сельских дорогах, включая ремонт и обслуживание на морозе, когда пассажиры находятся в кабине в тепле с отдельным подогревателем салона
И такое ЗИЛу по плечу
Знаменитый откидной капот с крыльями — удобно обслуживать с любой стороны и пассажиры при этом в тепле. УРАЛ до сих пор такого удобства не добился!
Дизельный ЗИЛ с нагрузкой в кузов в 10 тонн, с увеличенным по высоте спальным отсеком, хоть всех троих клади спать, КАМАЗ и УРАЛ о таком даже не мечтают

В конце также нужно сказать пару слов о спецпроизводстве ЗИЛ для полного бездорожья под руководством всемирно известного конструктора Грачёва. Именно после его трудов, в мире многие осознают, что колёса ещё не всё сказали вне дорог, что помимо подкачки шин и снижения давления как на ЗИЛ 157 и ЗИЛ 131 ещё большую и не последнюю роль играет большой размер колёс:

Эта машина-кран ЗИЛ не сядет на брюхо
ЗИЛ шасси для различных задач, в данном случае для перевозки труб большого диаметра там, где нет дорог для строительства трубопроводов

Также можно отметить, что нынешний лидер Китая Дзянь Джэминь в молодости проходил практику на заводе ЗИЛ в Москве.

Если подвести итоги, то главная ошибка руководства завода и правительства Москвы, как собственника завода, состояла в том, что при наличии прибыли от производства завод вовремя не вынесли из Москвы на любой из его агрегатных заводов-смежников, или на тот же серийный завод в Новоуральске в Сибири. В сельской местности живут неизбалованные дорогой техникой люди и ЗИЛы им по-прежнему нужны, но только с ГБО или дизельными моторами (экономически их эксплуатация оправдана). Как не покажется странным, но в автопарке страны они до сих пор составляют около 40% действующих каждый день грузовиков. Это говорит о том, что у потребителей нет средств на дорогие грузовики, или они просто не окупаютсяокупаются в работе. В ЗИЛах 130 и 4331 заложена тройная надёжность, на производстве одних только запчастей ещё можно 10-20 лет спокойно иметь прибыль.

В Китае за подобную ошибку с заводом точно бы очень круто наказали всех виновных за подобное деяние в растрате достояния масштаба страны с кучей рабочих мест, мировым именем и мощной инфраструктурой.

К слову сказать, учитывая богатство кадров московских ВУЗов и НИИ + близость к руководству страны, до сих пор большинство авиационных КБ находится в Москве, а серийное производство вертолётов и самолётов в регионах. Удаленная онлайн-связь и возможности сети Интернет вполне помогают передавать туда-обратно все необходимые документы (чертежи и прочее), проводить оперативные совещания и т.п., хотя авиация в разы дороже автопрома по своим оборотам средств + ниже спрос на их продукциюпродукцию, нет постоянства прибыли.

Также нужно отметить, что домыслы о том, что среднетонажникам ЗИЛ не было работы в лихие 90-е и 2000-е, то они не состоятельны. Как только пропал завод ЗИЛ, тут же на ГАЗе и КАМАЗе + МАЗе создадут модели Валдай, двухосные малотоннажные КАМАЗы (из задела ЗИЛа) + МАЗ Зубрёнок, а сейчас лидер рынка продаж в России дизельный ГАЗон Next — как аналог ЗИЛ 130, но не такого качества и нет такой легендарной надежности со сроком службы в 20 лет и более.

В итоге за утрату завода ЗИЛ, как и Москвич в России никто не наказан, обоими до самого конца их существования владела мэрия г. Москвы. Тот же Москвич 2141 — это современная Шкода Октавия, которая появилась только в 1996 году, в 2000-м устранили её болячки, с 2004 по 2011 у неё были большие проблемы с новыми моторами TSI и «сухими» КПП DSG DQ200, которые с 2012 устранят и сейчас их просто тьма на дорогах. В данном случае руководство Шкоды не испугали трудности, они приняли все усилия, устранили проблемы, продолжили производство и добились желанных успехов, спроса и прибыли.

Тот же Бу Андерсон, чтобы о нём не думали, как и Ли Якокка, приложил все усилия и вытянул ГАЗ и ВАЗ из банкротсва в те же самые годы. И сейчас оба завода на высоте, с моделями которые он протолкнул в производство и заставил всех работать на должном уровне с требуемым качеством, выгнав всех бездельников и оставив за бортом бракоделов-поставщиков деталей на сборочный конвейер, предварительно дав им время на исправление ошибок, кто прислушался и перестроился — остался.

Завод ЗИЛ, канув в прошлое, дал жизнь многим другим заводам: УАЗ, УРАЛ, КАЗ, FAW, БАЗ, ЛИАЗ, и самому главному — КАМАЗ.

Самый низкий поклон, всем тем, кто работал на ЗИЛе!

Кто садился в ЗИЛ 130, потом не хотел ездить на ГАЗ 53 (больше мощь и грузоподъемность при одинаковой конструкции мотора, больше места в кабине — на троих вместо двух, гидроусилитель руля, синхронизаторы на всех передачах — не нужен двойной выжим сцепления, 5 передач вместо четырёх, просто огромная долговечность всех узлов, пневмосистема тормозов — никакие утечки не страшны, компрессор всё подкачает, любой свищ слышен на слух. А в отличие от КАМАЗа никогда не утрясёт, за колесом на плохих дорогах на капотниках ездить гораздо комфортнее, а в наше время установка универсальных парктроников за каких-то несколько тысяч рублей хоть по всему периметру решает все проблемы с рулёжкой в узких местах. Легендарные грузовики ЗИЛ до сих пор на службе во всех уголках страны и республиках бывшего СССР!

Share.

Оставьте комментарий

Adblock
detector