Утечки тока в автомобиле. Как их обнаружить и найти

0

В статье приведены основные сведения по поиску утечку тока в автомобиле мультиметром.

Для проведения работы понадобится самый обычный мультимер и немного времени.

утечку тока в автомобиле мультиметром

Случаи утечки тока могут быть как естественными, из-за вполне обычных причин, об этом см подробно в статье: Устраняем утечки тока. АКБ всегда готов к работе. См указанную статью через окно «Поиск» вверху страницы сайта.

Основные причины утечек тока в автомобиле

Также утечки тока могут быть из-за различного рода износов, поломок, установки допоборудования. Как последствия предыдущих ремонтов и тому подобное.

  • Естественный износ автомобиля и возраст приводят к тому, что начинается коррозия на соединительных контактах. Сами повода, проложенные в нишах, в жгутах, под полом, в дверях и так далее очень редко приходят в негодность. Если только не потрудились грызуны, не ставьте машину рядом с помойками — мыши и крысы очень любят жить в автомобилях и есть проводку. Поскольку конструкторы такие моменты продумывают ещё при проектировании автомобиля с учётом опыта и отзывов по эксплуатации предыдущих моделей марки.
  • Перетирание проводов и их замыкание с соседними в жгуте. Особенно в дверных проёмах (обычно это тестируется просто — какой-то из механизмов перестаёт работать. Концевик — не включается свет при открытии двери. Стеклоподъемник, подсветка кнопок на двери, электрозеркала и тому подобное. Также причиной бывает элементарное использование некачественных проводов в своих схемах. Они осыпаются и начинают замыкать. не берите самые дешёвые.
  • Попадание влаги на контакты. Довольно часто это бывает в фарах. Особенно на минусовой контакт и начинается утечка тока аккумулятора на кузов. Как правило визуально это видно по миганию или мерцанию света. Или просто в этой фаре чаще перегорают лампочки. Также вариант — машина-утопленник. Такие трудно продать, цена падет в 2 раза как минимум и неизвестно где когда что-то откажет.

Дополнительные причины утечек тока в автомобиле

  • Неаккуратное подключение нового электроприбора. Очень часто причина в магнитоле, в целом бывает почти всё что угодно. Противотуманки, подогрев лобового стекла, дополнительные аудиоколонки, подогревы сидений. Электропомпа, подсветка под капотом, в багажнике и тому подобное.
  • Множество непропаянных скруток, особенно во влажном климате. Они через 3 года начинают окисляться под изолентой и становятся причиной множества утечек тока. Совет: не хотите паять, тогда соединяйте провода через любые соединительные контакты. Их полно разных в любом автомагазине. И сверху желательно их прикрыть от пыли-грязи, окисления на открытом воздухе. А также от воздействия влаги. В идеале термоусадочными трубками или плотными слоями изоленты.
  • Отсутствие массы. Когда минусовой провод окисляется и перестаёт проводить ток. В частности, это видно визуально — в виде налёта на контактах. Поскольку ток течёт по поверхности проводника, а не внутри него, то неисправность видна снаружи. Достаточно зачистить контакт подручными средствами. Такое случается даже на толстом проводе массы от аккумулятора на кузов или двигатель — для срабатывания стартера и прочих потребителей по машине. Как вариант побрызгать WD40, но когда высохнет, неисправность возникнет снова, заменить провод или хотя бы зачистить его.
  • Плохо закрепленный, соединенный или затянутый контакт. Периодически проверяйте, чтобы без движений сидели зажимы на самом аккумуляторе. На проводах массы на двигатель и кузов. И при выполнении работ по электрике — сразу смотрите, чтобы все контакты что Вы делаете — не болтались.
  • Использование тонких или наоборот толстых проводов при установке новых потребителей. Тонкие будут греться и подгорать — визуально такие места видно. Их как будто кто-то поджигал зажигалкой или спичкой. Толстые же провода сами начинают являться источником утечки. Поскольку ток занимает всю предоставленную ему площадь проводника (как вода в трубе). И вместо совершения полезной работы ток частично рассеивается в толстых проводах. Подбирайте сечение. Также важна толщина изоляции. Как пример, не нужно использовать аккустические провода. Те что идут на аудиоколонки, в качестве проводников до потребителей.

Ещё причины утечек тока

  • Износ зарядного устройства. Выпрямительного диодного моста на генераторе, который превращает переменный ток в постоянный. Он же, держит напряжение в сети и отдаёт ток в бортовыю сеть. Как ни покажется странным, но это частый случай, особенно при возрасте авто свыше 5-7 лет. Во-первых, он изнашивается как любое устройство от работы и времени. Элементраное пересыхание элементов на плате. Во-вторых, Вы рискуете им при каждой мойке двигателя авто. Поэтому очень важно перед мойкой закрыть циллофановыми пакетами все электроустройства. Генератор, стартер, аккумулятор, клеммы что на виду, модуль зажигания, блоки предохранителей и тому подоюное. В-третьих, в половине случаев даже заменив его Вы можете попасть на заводской брак. Лучшие из них идут на конвейер. А с худшиши параметрами — в запчасти. Это определяют ещё на заводе-изготовителе деталей, сортируя их по категориям.
  • Износ генератора, как правило к 300 000 км. Это видно по миганию света буквально везде. Усиленный шум под капотом при его вращении, частый недозаряд аккумулятора. Рекомендуется снять его и отдать электрикам, чтобы его перебрали. Стоить это будет недорого, даже со снять-поставить в пределах 5 тыс руб. К таким пробегам там элементарно изнашивается почти все детали. Новый выйдет купить дороже раза в 2-3. А так всё чинится. Меняются подшипники, добавляют смазку, перематывают проводку на роторе и статоре. Меняют электронные блоки и прочее. И он Вам прослужит второй срок. Опять же, свой родной генератор будет служить надежнее чем из запчастей. Их тоже сортируют ещё на заводе в зависимости от качества сборки и выходных параметров.

И так, у нас однажды появляется сомнение, что у нас присутствует утечка тока. Хотя её может и не быть. Разряд аккумулятора может быть вполне из-за естественных причин. Об этом см была ссылка была вначале статьи на другую статью, выделено жирным шрифтом.

Последовательность или как ищем утечку тока в автомобиле мультиметром

Последовательность выполнения действий про утечку тока в автомобиле мультиметром следующая.

  • Снимаем машину с сигнализации.
  • Мотор должен быть выключен.
  • Выключаем все потребители (лампочки в салоне, свет, габариты, магнитолу, гаджеты на зарядки и пр.).
  • Открываем капот.
  • Закрываем все двери и багажник.
  • Снимаем любую одну из клемм с аккумулятора (лучше минусовую).
  • Включаем мультиметр и ставим его на шкале измерения тока в положение 10А.
  • Плюсовую клемму мультиметра перетыкем на гнездо 10А, минусовая остаётся в своём гнезде с обозначением заземления.
  • Подключаем клеммы мультиметра в любом порядке в разрыв снятого с аккумулятора провода.
  • Ток утечки должен быть на экране меньше 0,04А (он может быть немного выше, поскольку что-то ещё работает в режиме ожидания — например, блок комфорта, какие-то реле плавного включения-выключения и тому подобное).
  • Для чистоты замера зажимаем под капотом концевик обнаружения открытого капота (он в виде кнопки в месте прилегания капота к кузову или как концевик в самом замке капота, в последнем случае отверткой перевоим замок капота в закрытое положение при всё также открытой крышке капота).
  • Далее ставим автомобиль на сигнализацию.
  • Ждём до 30-40 сек пока сигнализация или блок комфорта не выключат все прочие потребители.
  • Снова смотрим на экран мультиметра (показания должны быть ниже 0,04А). Если так — то всё нормально, если нет — ищем дальше.

Дополнительные сведения про утечку тока в автомобиле мультиметром

Также рекомендую использовать режим мультиметра «прозвон», см на рисунке выше. В этом простейшем и полезном режиме Вы можете соединив двумя клеммами мультиметра два проводника понять, есть ли между ними электрическая связь. Например, между минусом аккумулятора и корпусом стартера, поверхности кузова (в точках, где есть выводы для подключения массы), между клеммой любого потребителя и ближайшими точками массы на кузове и так далее.

На видео ниже приведена практическая информация про утечку тока в автомобиле мультиметром.

Дальнейший поиск. Или снова про утечку тока в автомобиле мультиметром

Дальнейший поиск заключается в аналогичных действиях на силовых предохранителях под капотом.

  • Находите коробку с предохранителями, обычно она стоит на самом аккумуляторе или рядом с ним.
  • Открываете её и внимательно визуально смотрите не подгорает ли какой из предохранителей (в частности, визуально он истончается по сравнению с другими, его перекашивает, или он подгорает и вот-вот тразомкнётся).
  • Если визуально всё хорошо, то нужно понимать, что каждый из этих предохранителей разводит плюс по группам потребителей (как дома автоматы или пробки на электросчётчике — по комнатам и на свет), а минус идёт по кузову, который имеет точки подключения масс (минусов во многих местах, см. по схеме, визуально в этих местах на гайки прикручены провода к кузову, минусовая проводка работает по металлу кузова под слоем краски, поэтому не боится влаги). И далее Вы также вынимаете один из предохранителей и смотрите аналогичное значениие тока утечки в 0,04 А. Ставите его на место, смотрите следующий и т.д. пока не обнаружится нужная цепь где есть утечка.
  • Как только выяснили одну из цепей, смотрите электросхему автомобиля — какие потребители ею питаются. Также можно переместиться в салон и продолжить проверку цепей уже слабосиловых предохранителей в блоке предохранителей в салонном блоке предохранителей. И рано или поздно Вы так обнаружите виновника.

Возможные причины и истоки проблемы

Всегда начинайте с простых вещей.

  • Опросите водителя как давно это происходит (что из устройств отказало или стало работать хуже).
  • Сколько лет аккумулятору, осмотрите его визуально на предмет чистоты клемм (даже из-за грязи на его поверхности происходят микроутечки).
  • Мыли ли двигатель.
  • За этот период ставили ли что-то новое из электрооборудования или меняли.
  • Или может быть что-то ремонтировали.
  • Начните с самых верхних советов (износ генератора, был ли автомобиль в воде: в водоёме, в результатке паводков, перетирание проводов и т.п.).

Бывают и банальные причины — у премиальных авто очень много электроустройств (массаж в креслах, слошные помощники открывания-закрывания дверей, подстраивания кресел под пассажиров, система искусственного интеллекта и пр.), в результате исполнительные механизмы и всевозможные контроллеры просто не куда уже ставить: под капотом битком, под приборкой, в багажнике и панелями кузова тоже и … блоки с завода монтируют под ноги спереди и сзади, над ними ковролин, не всегда и все используют резиновые коврики, в итоге влага с обуви просачивается под ковролин, копится на контактах и внутри этих электроблоков, они работают, но либо сбоит то, чем они управляют, либо начинаются микрозамыкания контактов внутри блоков и утечки тока.

Второй момент — замена предохранителей. Люди часто это делают либо не по номиналу (30А вместо 10А или наоборот 5А вместо 10А, по принципу — что под рукой было), либо ставят самые дешёвые с плохой проводимостью и это тоже становится как причиной утечек тока, так и сбоями в работе блоков автомобиля, а иногда и ЭБУ и, соответственно, работы двигателя при смесеобразовании по топливным картам. Не забудьте и это проверить! Во-первых, чтобы все предохранители были на месте и качественные, а не какие попало за три копейки. Обычно от других они выделяются визуально и на них самих нет следов коррозии или окисления металла. А во-вторых, все по номиналам как в схеме предохранителей.

Полезное видео

Также рекомендуем, просмотреть следующее видео во избежании основных ошибок при поиске утечек тока в бортовой сети.

А если найти так и не удалось или у Вас нет на это желания или времени — тогда езжайте к профессиональному электрику. К слову сказать, ищут они довольно быстро, проделав описанные выше действия + их профессиональный опыт. Поиск утечек стоит как правило недорого, на уровне диагностики, одна утечка в пределах 500 руб. Устранение дороже — от 2 т.р. Последнее Вы можете сделать и сами, главное знать причины утечек.

Всем удачи на дорогах!

Share.

Оставьте комментарий

Adblock
detector