Тракторы и комбайны России

0

Краткая информация о заводах по производству тракторов и комбайнов времён СССР и аналогичных современных российских заводах.

К слову сказать, современные тракторы и комбайны по уровню удобств эксплуатации уже сегодня на уровне легковых автомобилей, а кроме того, многие из них дополнительно как с завода, так и отдельно оснащаются электронной системой управления трактора от RG-ROBOTICS, которая позволяет измерять и выдавать трактористу и организатору работ буквально любые необходимые им параметры:

1.    Контроль и отображение параметров машины, оборудования, работы двигателя и КПП.
2.    Возможность выбора оператора машины и рабочего оборудования.
3.    Ведение журнала рабочих параметров, расчет обработанной площади, возникновения ошибок системы и аварийных ситуаций. Возможность сбора информации сервисным инженером через USB разъем или удаленно с помощью модуля телеметрии.

А буквально каких-то 30-35 лет назад в России в сельской местности основным видом транспорта были тракторы, обычных легковых машин было гораздо меньше.

Они использовались буквально везде:

  • в строительстве дорог;
  • в лесных хозяйствах (трелёвочные);
  • на всех стройках СССР (типа БАМа, атомных станций, ГЭС, плотин, переправ, мостов, космодромов, взлётно-посадочных полос и т.п.);
  • на бескрайних полях (сельхозтракторы и комбайны);
  • при транспортировке (сельхозпродукции, стройматериалов и пр.) особенно там, где обычный грузовик не проедет;
  • для расчистки дорог от снега зимой и сравнивания колейности грунтовых дорог летом;
  • даже для поездки в командировку, больницу или соседнюю деревню, не говоря уже о доставке людей на работы в поле и с поля.

Одних заводов по производству тракторов было больше, чем автомобильных, вот лишь основные (не считая ремонтных и узкоспециализированных):

  • старейший завод в Санкт-Петербурге (выпуск тракторов марки «Кировец») — существует до сих пор, полностью переоснащён по последнему слову техники;
  • Онежский тракторный завод в Карелии (производство трелёвочных тракторов ТДТ-55 для лесозаготовительных работ) — сейчас банкрот, производство передано в Минск;
  • Минский тракторный завод (тракторы марки «Беларусь», МТЗ) — самый крупный завод в СНГ, завод с мировым именем, его продукцию знают по всему миру. Производят все виды тракторов + комбайны;
  • единицы, кто не знает трактор МТЗ-80, они есть буквально в каждом бывшем уголке СССР;
  • Харьковский тракторный завод (ХТЗ, в последние годы выпускал колёсные и гусеничные тракторы Т-150). Сейчас на грани закрытия, производство передано в Брянск. Там же делали тракторы Т-16 (самоходное шасси с кузовом спереди);
  • мало кому известный Брянский машиностроительный завод по производству серийной и узкоспециализированной продукции (сейчас производит новейшие дизельные локомотивы, маневровые тепловозы, тракторы типа Т-150, ранее делали тракторы для строек Т-140, Т-180, а также ЗИЛ-131) + дорожные машины — грейдеры;
  • ЮжМаш (бывший оборонный завод), также известен всему СНГ производством тракторов марки ЮМЗ (ЮМЗ-6, ЮМЗ-6МЛ), они по надежности и долговечности превосходили МТЗ-80, а большая часть деталей для сборки МТЗ делали именно на ЮжМаше и поставляли на конвейер МТЗ;
  • Кишинёвский тракторный завод (последние были тракторы Т-70 и Т-80 для садовых хозяйств, обработки плантаций овощей и работы в виноградниках и садах). Говорят, что пока ещё работает. Делали малые гусеничные тракторы на базе узлов МТЗ-50, МТЗ-80;
  • Волгоградский тракторный завод по производству самых массовых в СССР гусеничных тракторов ДТ-75. Самые дешёвые, надёжные, долговечные и неубиваемые … Их суммарно выпустили более 2,5 млн. штук с очень высокой ремонтопригодностью. В настоящее время завод под сносом. В памяти останется только арка главной проходной. Последняя модель быда Агромаш-90 в т.ч. с резиновыми лентами на катках вместо гусениц, чтобы не портить асфальные дороги;
  • Владимирский тракторный завод по производству как двигателей для тракторов Т-16 и своих знаменитых Т-25 «Владимирец», так и для всевозможных массовых по всему СНГ автономных прицепных электростанций, генераторов, сварочных аппаратов, компрессорных станций для строительного пневмоинструмента. В настоящее время разрушен;
  • Липецкий тракторный завод (ЛТЗ). Самый его знаменитый трактор Т-40 с дизелем воздушного охлаждения и полным приводом с самоблокировкой переднего моста в случае пробуксовок. Никакой мороз не страшен, всегда заводится и работает. А самым лучшим был ЛТЗ-155 (он же РТМ-160);
  • Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). Производство промышленных гусеничных тракторов. Туда же передали производство ЛТЗ-155 под маркой РТМ-160 (но и его теперь не делают);
  • Чебоксарский завод промышленных тракторов (ЧЗПТ) и его знаменитый Т-330 с кабиной как у самолёта с максимальными удобствами для тракториста-машиниста на суровых северных стройках. Сейчас делают тракторы под маркой Четра;
  • Павлодарский тракторный завод по серийному производству тракторов МТЗ-80 и ДТ-75 для нужд Казахстана и всего СССР. Завода сейчас уже нет;
  • Ташкенсткий тракторный завод (производство тракторов Т-28 на базе Владимирских Т-25 для уборки хлопка). Завода почти нет;
  • Алтайский тракторный завод (г.Рубцовск). Производство тракторов Т-4А + трелёвочных для лесозаготовок в Сибири. Сейчас под сносом, вместо него работает и производит гусеничные тракторы минизавод АлТрак для работы в суровых сибирских условиях;
  • Красноярский комбайновый завод (комбайны «Енисей»);
  • Ростсельмаш (комбайны СК-5 НИВА, Колос (для уборки риса), ДОН). Сейчас единственный завод по проиводству комбайнов в России новейших марок с поставками по всему миру и мощных колёсных и колесно-гусеничных тракторов;
  • экскаваторный завод в Твери;
  • Плюс куча мелких заводов по всей стране по производству всевозможного навесного и прицепного оборудования.

На сегодняйшний день остались рабочими заводы в:

  • Минске (МТЗ: колёсные универсальные, трелёвочные-лесные и гусеничный типа ДТ-75, 175),
  • Брянске (производство грейдеров + аналогов знаменитых колёсных Т-150),
  • Санкт-Петербурге (3 тракторных завода. Колёсные тракторы 5 класса для разных нужд, включая с/х, промышленность, дорожное стороительство, лесную промышленность, тягачи и под заказ),
  • Твери (экскаваторы);
  • Челябинске (ЧТЗ — трактор Т-10 гусеничный. Также рядом есть независимое частное производство гусеничных промышленных тракторов из японских и американских комплектующих со своими трансмиссиями, рамами и КПП),
  • Чебоксарах (ЧЗПТ, широкий спектр гусеничных промышленных + универсальных колёсных тракторов для самых разных видов работ),
  • Рубцовске (АлТрак, гусеничные пропашные, но собирарают тракторы из деталей, производство которых размещено на заводах в Китае, так дешевле получается),
  • Ростове-на-Дону + Таганроге (комбайны всех видов и размеров, колёсные для любых видов сельхозработ).

Добавились:

  • завод по сборке «Беларусов» в Череповце;
  • тракторов собственных конструкций и разработок типа «Кировец» и типа «Беларус» на КАМАЗе, в основном они используются в соседних регионах;
  • небольшие частные заводы по сборке тракторов с доработками под нужды заказчиков малыми партиями из иностранных комплектующих.

Надо отдать должное рынок расставил точки над И и в основном в производстве остались только высокопроизводительные тракторы, каждый из которых выполняет в 1,5-5 раз больше работы, чем их советские аналоги, в т.ч. они это делают быстрее и экономичнее.

Кроме того, на Самарском полигоне, ещё со времён СССР отрабатывается технология беспилотного вождения сельхозтехники по полю и в карьерах с использованием сигналов систем Глонасс/GPS. Вскоре и трактористы с комбайнёрами не понадобятся, а только обслуживающий тракторы персонал (ремонтники, снабженцы, заправщики и т.д.).

Share.

Оставьте комментарий

Adblock
detector