ГБО ставить или нет?

0

Передо мной однажды встал вопрос: как ездить столько же или больше, но при этом платить меньше?

На улице был 2006 год, на тот момент у меня была карбюраторная машина. С интернетом тогда ещё было плохо, от модемов переходили к vpn-соединениям …

В общем и целом информацию черпал из доступных источников типа автомобильных журналов, общения с окружающими, реже по телевизору. Что-то спрашивал у старшего поколения, осматривался вокруг…

Информация о ГБО была очень скудная, доступная узкому кругу лиц…

Но вот у меня появился интернет в середине 2006 года, я стал копать и простым поиском в яндексе наткнулся на фирму Альфагаз. Они работают с 2004 года.

На тот момент фирм-установщиков ещё было мало, как и самой информации, хотя традиционно Газели с ГБО уже давно колесят по улицам городов. Долго я читал, изучал, сравнивал, сомневался, спрашива у знакомых — стоит ли попробовать?

Большинство мне говорили:

  • на пороховой бочке будешь ездить, однажды и рвануть может;
  • с ума сошёл — это только для Газелей и грузовиков;
  • не отобьешь стоимость установки;
  • клапаны прогорят;
  • вонять будет;
  • зачем тебе это надо, просто сократи количество поездок;
  • мощность потеряешь;
  • она у тебя ездить не будет… и т.п.

Но упорство пересилило, изучил множество статей, сделал для себя выводы:

  • главный плюс — экономия не менее чем 30 % (а цены на топливо только растут …);
  • безопасность — все кто с ГБО за машиной следят на порядок лучше тех, кто на бензине, главное ТО делать каждые 10 тыс. км. и ничего не случится;
  • отбиваемость по цене примерно 1 руб за 1 км, т.е. на тот момент мне было достаточно проехать 27-30 тыс. км. и стоимость установки ГБО отбивалась;
  • экология — выхлоп чистый и уровень выбросов переходит на один уровень Евро выше;
  • ресурс мотора растет — у газа чистое горение (обратите внимание на газплиты дома), а бензин и дизтопливо коптят, у мотора на ГБО все нагары отлетают, цилиндры чистые как с завода становятся;
  • запас хода увеличивается со вторым топливным баком;
  • зимой задняя ось дозагружена и лучше держит дорогу;
  • ездить можно гораздо больше и быстрее да ещё и с экономией;
  • для ГБО отдельные заправки, на которых в 99 случаях из 100 нет очередей;
  • масло можно менять в 1,5-2 раза реже, оно особо не грязнится от нагаров бензина, зачастую сливается почти чистым как новое;
  • если нужен драйв и улёт — всегда можно переключиться на бензин и обратно одним нажатием кнопки.

Минусы:

  • суета с установкой (тогда ставили за 2 дня и в ПТС ничего вносить не требовалось);
  • дополнительное ТО раз в 10 тыс. км. (проверка на утечки, настройка при необходимости, замена фильтров и резиновых шлангов) — сам не сделаешь, надо ехать на СТО, но цена услуги — всего в районе 1 т.р.;
  • соблюдение техники безопасности (при заправке не курить, за авто чаще следить и т.п.).

Критерии установки ГБО:

  • надо экономить средства (от 30 %). Треть лишних сэкономленных средств в кармане весьма не мало и чем выше расход бензина тем больше экономия по деньгам;
  • надо много ездить, чтобы отбить затраты на разнице в цене на топливо и выйти в плюс (выгодно ставить, если Вы собираетесь проездить на машине в 2 раза больше чем срок окупаемости ГБО, т.е. например, срок окупаемости ГБО около 30 тыс. км., значит для себя надо понимать что на этой машине Вам нужно ездить не менее 60 тыс. км.). Любителям часто менять авто — ГБО не подходит;
  • очень желательно иметь на моторе гидрокомпенсаторы (в этом случае с клапанами ничего не случится), иначе каждые 10 или 15 или максимум 20 тыс. км. придется регулировать тепловые зазоры клапанов во избежание их подгорания по краям;
  • очень желательно, чтобы на машине стоял инжектор, карбюратор не герметичен и помимо запахов паров бензина ещё будет пропускать запахи паров газа;
  • очень желательно иметь место под баллон т.о., чтобы не терять багажного пространства (лучше всего ниша под запаску, дороги сейчас на порядок лучше чем раньше и вместо запаски можно с собой возить несколько баллонов с пеной и в добавок ещё жгуты с клеем + набор для их вставки в место прокола).

В итоге поменяв своё старое карбюраторное авто, в 2008 я купил новый ВАЗ 2107 1,6 инжектор (без гидрокомпенсаторов, к примеру, на Шниве они есть) и поскольку машина была не столь ценная взял и рискнул на неё поставить ГБО. Выбор был среди оборудования Польши, России и Италии (последние среди них самые признанные).

В итоге поставил ГБО Lovato Италия 4-го поколения с впрыском на мотор Евро-2. Баллон поставили за задним сиденьем в багажнике на 50 литров, заправочное отверстие вывели в задний бампер.

Газ тогда в 2008 году стоил 8 рублей за литр! А бензин около 17 рублей за литр. Сейчас в 2020 году газ стоит около 24-26 рублей, а бензин 48-50 руб. В 3 раза выросли цены на топливо за 12 лет!

Как же выгодно по затратам стало ездить на машине… В итоге я тогда объездил кучу городов, музеев, интересных мест и посмотрел всякого-разного. Проездил я на той машине 1,5 года 25 тыс. км. и никуда не заглядывал, продал следующему владельцу по выгодной цене. Он её тоже взял ради экономии, семья, дети — расходы, где-то в расходах надо было экономить…

Собственно, вскоре я тоже женился, дети пошли, та же история — где-то надо экономить … В итоге сменил авто на Шкоду Октавию Тур 2006 г, по той простой причине что в ней для семейного скарба было очень много места + кондиционер. В 2008 ещё далеко не у всех он был… Проезжу я на этой авто 8,5 лет … За эти годы мне предстоит решить кучу финансовых вопросов: свадьба, дети, покупка жилья, ремонт в квартире, откладывание средств на ежегодный отдых и прочие траты… Как же нашу семью тогда выручила та машина!

Мотор достался очень удачный 1,6 AKL с гидрокомпенсаторами Евро-2 с блоком зажигания с авторегулировкой опережения зажигания. Я на него сразу поставил точно такое же ГБО Lovato и горя с ним не знал, поездки превратились в езду за копейки … Гонял как мне надо и 120 и 140 и 160, вообще не экономил и всегда на трассе укладывался в 9-10 л газа на сотню, а в городе в самой жуткой пробке в 9-13 л.

В итоге я прошёл на той авто с ГБО 160 тыс. км, при том что до меня был пробег 330 тыс. км., продал я её с пробегом в 480 тыс. км.! И третий на ней продолжает ездить без особых проблем. Но самое главное, все сэкономленные мною средства пошли на полное содержание авто (страховки, ремонты, обслуживание). Можно сказать что я только за газ платил, машина сама себя содержала, как если бы я ездил на бензине.

И в период жесткой экономии машина дарила полное удовольствие от езды за копейки с учетом последствий финансовых кризисов 2009 и 2014 годов…

Пока ездил, заправлялся, проходил плановые ТО обратил внимание на то, что на ГБО ездят довольно умные и экономные люди… Какие только авто на ГБО я не встречал: Тойота Лэнд Круйзер с самым объемным бензиновым мотором, американские огромные джипы всех мастей, один раз даже блондинка за рулем такого приехала на ТО, что значит разбиралась в экономии. Роверы бензиновые всей мастей и т.д. и т.п.

Никогда не стоял в очередях на заправках, всегда первый или максимум второй… Заправок под пропан полно, все они есть в навигаторе, том же Яндекс.карты. Ездил я на ней с Москвы до Анапы, по Воронежской, Волгоградской, Тверской и Московской областях — везде полно пропановых заправок. Опять же если что — всегда можно просто ездить на бензине.

Собственно, ГБО бывает двух видов: под пропан-бутан (в жидком виде) и метан (в газообразном виде). Первое выгоднее: цена установки ниже как и самого оборудования, давление в магистралях и баллоне низкое, баллон по весу легкий с тонкими стенками. Недостатка всего два: чтобы перейти на горение газа в холодное время года нужно прогреть двигатель до 70 градусов, иначе газ не начнет испаряться в редукторе от температуры антифриза и не станет поступать к форсункам на впрыск в инжектор. А второй — в случае аварии газ скапливается на земле и это опасно для дыхания. Но у него подмешанный запах тухлых яиц (специально в целях безопасности), вы его сразу почувствуете и инстинктивно удалитесь подальше. Взорвать его сложно, как и поджечь поскольку он в баллоне хранится при низкой температуре около 0 градусов, его ещё нужно разогреть, прежде чем что-то с ним сделать … Есть видео, где пропановые баллоны простреливают насквозь, из них просто вытекает жидкий газ и ничего не происходит, даже в случае аварий со смятием кузова. Вспомните хоть один случай аварий машин с ГБО, сколько видео просмотрел на Ютубе — не нашёл ни одного реального случая. Есть фейковые съёмки, попытки выдать бензиновые аварии за газовые, но настоящих случаев не нашёл. Так что всё безопасно, более того оборудование сертифицировано с проверкой оборудования на безопасность, установщики дают гарантию в 3 года или 120 тыс. км. как на новые авто. Те же Газели с завода делают на пропане или метане на выбор, см. на сайте azgaz.ru.

В случае с метаном — давление в магистралях и баллонах выше, баллонов больше, они толще и тяжелее, оборудование более требовательно к проверкам, особенно в местах стыков магистралей, но прямо на газе можно заводиться и ехать (бензин вообще не нужен), цена за литр на пару рублей дешевле, газ летучий, в случае каких-то прорывов сразу улетает вверх. Яркие примеры современности Лада Веста CNG и Лада Ларгус CNG на lada.ru. Поэтому оборудование на Метане всегда дороже и в данном случае с Лада и ГАЗ государство даёт компенсацию при покупке автомобиля, понижая стоимость до цены обычного без ГБО. К примеру, сказать, в Европе с завода ставят в основном ГБО на метане, яркий пример — Фольцваген Пассаты на метане.

Тьма информации в интернете и споров как всё это плохо и опасно. Всё это чушь для любителей потрепаться… ГБО даже не конкурент владельцам нефтяной отрасли, поскольку в России всего 3% машин на ГБО. Основная причина: малограмотность в этом вопросе, а с 2016 года нелепое требование по оформлению ГБО в ПТС, что заставило многих снять его или отказаться от идеи установки, цены и требования выросли + затраты времени на оформление документов и отбивание затрат, чтобы выйти в прибыль. Хотели как лучше — повысить безопасность, отсеять разгильдяев, дать работу экспертным организациям по надзору в этой сфере, а в итоге ударили по самым радивым водителям, у которых и так всё было хорошо, особенно удар пришёлся на малый бизнес с грузоперевозками на машинах типа Газелей (основные потребители) — выросли цены перевозок.

Украина и Дагестан, Саратовская область — поголовно на ГБО. На Украине давно освоили уже 5 поколение ГБО под впрыск непосредственно в цилиндры (но оно дороже и капризнее в эксплуатации, у нас предпочитают 4 поколение: дешевле, проще в эксплуатации, изучено со всех сторон, а экономия в 1 л на 100 км — разница между поколениями ГБО не столь существенна в эксплуатации).

Особенности горения газа:

  • требуется раннее зажигание (если стоит электронный блок управления зажиганием, то всё само подстраивается, а он буквально везде, начиная с Евро-2);
  • газ горит дольше и равномернее чем бензин, стремящийся к детонации — поэтому ездить тоже желательно равномерно для полного прогарания газа и экономии. Но есть вариант настройки двигателей преимущественно под работу на газе и проблема тогда не возникает;
  • октановое число у газа выше, но и температура горения выше — отсюда больше выделения тепла в подкапотом пространстве, зимой тепло, а летом в ногах жарче + вентилятор подкапотного радиатора чаще срабатывает;
  • газовые форсунки чуть громче цокают, чем бензиновые, желательно добавить под капот шумоизоляцию;
  • газу всё равно турбомотор стоит или нет, его ставят на любые бензиновые двигатели, в целом это такой же углеводород только другого химического состава. На газе можно и гонять по трассе и наваливать как нужно, просто вырастет расход — больше чем бензина по количеству, но цена всё перекроет. Просто-напросто подбираются более производительные редуктор и форсунки;
  • в среднем газа расходуется на 1-2 литра больше чем бензина в одинаковых режимах езды + прогрев двигателя на бензине перед переходом на газ в случае с пропаном (поэтому экономия считается от 30%).

Итого на ГБО я проездил 10 лет и в общей сложности 185 тыс. км.

Газовые форсунки в среднем служат около 5-7 лет или 100-150 тыс. км, мембрана газового редуктора примерно столько же. Потом их нужно менять, иначе начнутся перебои с подачей газа в инжектор, лишние запахи, повышенный расход.

В следующих статьях продолжу рассказывать про опыт и особенности эксплуатации ГБО, его оформление/переоформление…

Сейчас ситуация с установкой ГБО существенно улучшилась:

  • на уровне правительства поддерживается распространение использования газового топлива в стране;
  • документы на разрешение на установку ГБО под конкретно Ваш автомобиль установщики ГБО стали дарить (раньше их оформление было платное) и объяснять как и что быстрее и правильно оформить в ГАИ в ПТС и СТС (на самом деле там ничего сложного, просто запаситесь терпением и всё оформляется, отказы в основном из-за ошибок в оформлении документов и несоблюдения последовательности их оформления);
  • отечественное оборудование от фирмы-производителя Альфа стало не только недорогим по цене, но и таким же качественным (на уровне итальянского), а главное — оно имеет широкий диапазон почти любых настроек. С учетом цен в валюте на иностранное ГБО и запчасти под него — гораздо проще при одинаком качестве поставить и обслуживать отечественный вариант;
  • опять же есть уже готовые предложения от Лада и Газ с оформленными документами, гарантиями от производителя автомобиля и обслуживанием в обычных дилерским центрах.
Share.

Оставьте комментарий

Adblock
detector